width=device-width, initial-scale=1.

Наше видео [10]
Поиск

Рассказы курсантов БВОКУ

Открывая эту страницу, мы приглашаем всех выпускников Бакинского ВОКУ вспомнить и описать интересные или малоизвестные  события учебы в БВОКУ. Никакая книга об истории не может так осветить подробности уклада, быта, особенностей учебы и взаимоотношений в училище как воспоминания мемуарного характера. Давайте создадим свою книгу "Рассказы курсантов БВОКУ"!

Высота наша!

Штурм вершины Шахдаг

Шипилов Валерий Петрович - подполковник в отставке
выпускник 1968 года

После окончания второго курса в 1966 году нам, курсантам,  1-й  и 4-й  роты выдали горное снаряжение: горные ботинки, «кошки», альпеншток, ледорубы, спальные мешки и сухой паек.

С оружием  и вещмешками погрузились в поезд на пригородной станции «Баладжары».  Утром,  не доезжая до Дербента, высадились и пересели в  автомобили, которые прибыли из училища и ожидали нас. На машинах мы поехали  в горы. Было жарко, наши фляжки быстро опустели,  пришлось  просить воду в аулах у местных жителей. Вода у них была привозная – в бочках, но они поделились ею с нами. Хотелось напиться прохладной водой, а она  была теплой, едва не горячей.

К вечеру доехали до конца дороги, расположились на ночлег. К нашему удивлению на одной из машин были привезены электродвижок и киноаппаратура, когда стемнело, начался  показ фильма. Из двух видневшихся вдали аулов пришли посмотреть кино местные парни. Мы были не против, однако после окончания фильма они устроили между собой драку,  кто-то пустил в ход нож, один из них оказался раненым. Нам пришлось их разнимать и оказывать помощь пострадавшему.

В пять утра нас подняли, позавтракали и как вьючные верблюды двинулись в горы уже пешком.   Идти по прохладе было легко, встречались горные водопады с чистой, ломящей зубы,  водой и дикие горные бараны,  которые, завидев нас издалека, быстро  убегали, не давая себя рассмотреть. Встречались  небольшие группы путников с навьюченными лошадями и видно было, что они вооружены. Повстречали мы и  горную роту, разыскивающую  двух своих солдат.

(Сохранились отрывки из дневниковых записей В.П. Шипилова:

24 июля 1966 г. В 00.24 замелькали за окнами поезда дома Баку. Мы едем покорить Шахдаг, хотя его исколесили сотни экспедиций, но чувствуется волнение.  В 5 час. 30 мин. прибыли в  Чумаки и после 5 км. перехода сделали привал на завтрак. Люди соседнего селения угощали нас фруктами, зазывали на чай. Они кажутся значительно добрее тех, которые живут в Баку. В 11 часов прибыли машины, мы быстро загрузились и двинулись по горной дороге. Нелегко водителям вести машины по крутым подъемам и спускам через горные перевалы, надо быть очень внимательным. В 13 час. 20 мин. прибыли в нижний лагерь, справа крутой обрыв 40 м., слева крутая гора, покрытая лесом и кустарником, а впереди, как бы квадратный с пологой крышей Шахдаг. На вершине его от солнца сверкает снег. Появилась боязнь, как перед экзаменами, преодолею его или нет, конечно,  «нет» слова не должно быть вообще - преодолею.

Вечером смотрели фильм "Штрафной удар ", но из-за неисправности движка фильм до конца не досмотрели.  Местные ребята начали между собой драку, одного полоснули ножом. Так закончился первый день. Второй день   встретил, неся службу по охране сна своих товарищей, так как от местных можно ожидать всего, что угодно. Лег спать в 3 часа.

25 июля 1966 г.  Подъем был в 6 часов, так что спать пришлось 3 часа, уже вторую ночь не досыпаю. Физ. зарядкой послужила маленькая горка с озерком, где мы искупались. Сегодня после завтрака целый день будем учиться преодолевать скаты с травянистым покровом и проводить правильный спуск. Прочли лекцию по мерам безопасности, в особенности губ, так как через неделю отпуск, а там без них не обойтись. Особую угрозу в горах составляют обвалы, поэтому нельзя сбрасывать камни вниз. Учились правильно подниматься на гору: зигзагом и елочкой, правильно пользоваться альпенштоком и ледорубом в случае падения. В свободное время загорали, солнце жжет так сильно, что некоторые курсанты обгорели. После обеда отдыхали, спать было жарко. Вечером  будет фильм и в 22 час.30 мин. футбол СССР-ФРГ полуфинал, думаю, что наши выиграют и войдут в финал. Спать придется опять мало, завтра подъем в 5 часов и 18 км. марш к среднему лагерю, в котором мы  должны встретиться с выпускниками и забрать у них недостающее горное снаряжение для подъема на Шахдаг. Получили горные ботинки, очень грубые, боюсь, как бы, не стереть ноги. Вот и вечер. Смотрим фильм "Это произошло в милиции",

затем слушаем футбол.  Очень обидно, наши проиграли немцам  2 : 1, ФРГ играла грубо.

5 часов, 26 июля 1966 г. Быстро позавтракав, двинулись на машинах в горы. Жаль машину, она так надрывно воет, нелегко ей лезть в гору. Остановились возле трех больших камней, дальше дороги для машин нет. Забрав снаряжение, оружие, шинели, спальные мешки, палатки и продукты, мы как вьючные верблюды, цепочкой двинулись в горы. Как красиво в этих местах - высокая сочная трава с многоликими цветами, холодные ключи бьют из-под земли. Бурные горные реки несут свои воды вниз. Иногда появляются горные бараны, которые поглядев любопытно на нас, исчезают за скалами).

Наконец,  к вечеру мы подошли к среднему лагерю, надеялись, что отдохнем, но начались занятия по скалолазанию, которые проводили гражданские альпинисты. Только после них мы поставили палатки и легли отдыхать.

На следующий день опять в пять утра собрались идти дальше. Десятерых курсантов пришлось оставить в лагере, так как они стерли ноги долго лежавшими на складе горными грубыми ботинками. Поднимались легко, было прохладно, моросил мелкий дождик, все ближе подбираясь к тучам и облакам, мы шли через них как через туман.  А вот и солнце родное появилось! Серые облака плывут теперь внизу - под ногами, так и хочется сесть на них.

Но мы все лезем вверх, уже  по узенькой тропинке,  уже идем по снегу…

К 15-ти часам подошли к верхнему лагерю. Здесь мы начали тренироваться,  работать с альпенштоком и ледорубом. Отрабатывали остановку на спуске при падении - мы спускались вниз по склону, как на лыжах,  падали и при помощи ледоруба останавливались.  Тренируясь, мы еще и дурачились, но альпинисты своими рассказами о несчастных случаях специально навевали на нас страх,  чтобы мы лучше отрабатывали показанные приемы.

В свободное время мы раздевались и загорали. Удивительно - снег и горячее солнце! Жара и зима!  Одно плохо - не было очков, и  снег слепил глаза. Радость наша была омрачена невкусным недоваренным ужином,  не все предусмотрели наши отцы командиры. Оказывается, на высоте верхнего лагеря вода не кипит, а только нагревается до 80-ти градусов по Цельсию, таким образом, наш ужин нагрелся, но не сварился...

В 20 часов легли спать, так как в  4 часа должны были начать выдвижение на штурм горы Шахдаг. Подъема проводить не пришлось – уже  с 2-х часов первые курсанты, разбуженные пронзительным холодом, стали  бегать вокруг палаток. Как днем было жарко, так ночью стало холодно!

Через полчаса командир дал команду разжечь костры.  Не спасали ни шинель, ни ватный спальный мешок и палатка. Холод, казалось,  добирался до костей, однако  костры помогли нам  согреться. Мы стали готовиться к штурму. Более пятидесяти курсантов оказались не готовы - растерты ноги, кружилась голова, но у большинства болел живот. И на штурм вершины пошло девять полных связок и одна неполная, в которую попал  я, то есть из двух рот на штурм высоты направилась одна.

В верхнем лагере мы оставили все,  даже шинели,  взяли только оружие и снаряжение. Вперед пошли опытные альпинисты, наша связка была замыкающей. Вскоре подошли к леднику. Альпинисты рубили ступеньки, а мы на четвереньках ползли за ними. Склон был очень крутым. Метров через шестьдесят ледник закончился и мы приободрились. Склон стал не таким крутым, мы отстегнулись от связки и атаковали высоту.

Глаза у всех сверкали от счастья. Высота взята!!!  Куполообразная шапка Шахдага наша!!!  Солнце как будто светит ярче и ты так близко от него! Снег ослеплял нас под его лучами. На вершине был водружен бюст Ленина. Мы ликовали!

Но и радости бывает конец. Предстоял спуск, а он оказался страшнее,  чем подъем. Это в фильмах показывают быстрый спуск на веревках, а мы снова в своих связках идем к леднику, ноги не хотят слушаться.   В голове крутилась мысль о том, что  мы можем сорваться, и нашу связку все с набирающей скоростью понесет вниз,  и сможем ли мы остановить движение на этом крутом леднике. А внизу бездонные пропасти, зубья верхушек скал и белые пушистые облака, которые манят нас и говорят: «Не бойся падать, мы мягкие и пушистые - подхватим вас». Мелькала и такая  мысль, как в детстве, пусть пришлют вертолет и снимут с этой шапки.

Волнение чувствовалось у всех,  ведь никто не хотел  погибнуть в двадцать лет погибнуть просто так. Казалось,  твои мысли читают друзья и с укором говорят: " Эх Валера. а еще казак - трус ТЫ". Появилась злость на себя, и страх отступил,  в голове безрассудство. Такое чувство человек испытывает в первом бою. Но мы как черепахи спускались все ниже и ниже. Душа обрывалась, когда у кого-то скользила нога,  все в связке напрягались в единый комок. Но вот показались долгожданные   страховочные веревки. сознание вмиг просветлело - ты выдержал. ты не стал трусом! Почувствовал  состояние своей связки, шаги стали увереннее, двигались  быстрее.

Но это бесстрашие  чуть не обернулось  бедой. Заскользили ноги у Ильи Арнаутова,  он присел. И хорошо,  что выше его были трое ребят вместе со мной. Мы уперлись в ступеньки, связка натянулась как струна,  но страха никто не чувствовал, было одно желание - удержать товарища. Если он собьет впереди идущих,  то удержать связку будет сложно и получится эффект домино -  полетим вниз, сбивая ниже идущих, ведь мы спускались и поднимались замыкающими. Но вот он потихоньку приподнялся,  и только тогда пробил холодный пот - связка облегченно вздохнула. Удивительно,  но в связке ты как один организм и, кажется. что чувствуешь всех, ведь от действий каждого и зависит наша жизнь. Внизу уже видно, как передние связки вытягиваются вдоль тропы, и цепочка становится все длиннее.  Вот  и мы ступили на тропу!  Она была очень  узкой,  но теперь мы не боялись смотреть в пропасть. Человек так устроен. что страх отступает, появляется уверенность и желание повторить восхождение,  но инструкторы торопили идти быстрее, так как солнце пригревало,  и был возможен сход снега. В конце  тропы "Героев",  так мы прозвали  ее, нам вручили значок " Альпинист СССР".

Весь лагерь, состоявший из тех,  кто не пошел с нами, с завистью смотрел на наши значки, которые вместе со значками ВЛКСМ,  спортивным, ВСК и донорским украшали нашу грудь.

Мы делились впечатлениями,  от радости распирало грудь: «Ты выдержал, ты мужик!  Ты можешь положиться на товарищей, а они на тебя!»

Тогда мы еще не видели фильм " Вертикаль" и не знали песен Высоцкого. Позже, посмотрев его, я как будто заново пережил свое восхождение. В песнях Высоцкого  чувствуется, что человек был на вершине и испытывал те же чувства, что и ты испытал.

После завтрака в сухомятку (варить было бесполезно по нашему предыдущему опыту приготовления ужина) мы свернули палатки, скатали шинели, взвалили вьюки на спины и в двенадцать часов двинулись к среднему лагерю. Шли быстро и легко, ноги в отличие от спуска по  леднику,  неслись против твоей воли быстро, лишь задетые камни обгоняли тебя.

Но после второго привала многие почувствовали боли в пальцах, оказывается, что теперь вместо пяток стали натирать пальцы.  Однако  и хромые спускались с нами быстро.

К семнадцати часам мы подошли к среднему лагерю,  здесь снова было «братание» с отставшими, как будто мы и, правда,  ходили в бой. Спали как убитые, было не холодно.

В семь  часов двинулись к нижнему лагерю, шли быстро, склоны были уже пологими и к обеду подошли к нижнему лагерю, где нас, наконец-то,  ждал горячий обед.

Отдыхали, делились впечатлениями. Слушали рассказы инструкторов-альпинистов, с какой скоростью связка может лететь на крутых склонах, аж дух перехватывало и думалось, а если мы полетели вниз, смогли бы вовремя, до набора ускорения, зацепиться, и опять чувство страха подкатывало к горлу, хотя уже казалось «ДА – смогли бы»,  но сомнения оставались.

Вечером смотрели фильм,  парней с аулов уже не пустили,  так как выяснилось, что эти аулы враждовали между собой по какой-то причине.

Ночью пришлось спать четыре часа, так как дежурили, охраняли сон своих товарищей. Больных командиры жалели, и они не заступали на дежурство. После подъема - завтрак и команда: " По машинам".  Мы по привычке взлетели в них и двинулись в родные стены БВОКУ.

Только теперь мы разглядели свои черные обветренные лица с опухшими потрескавшимися губами и красными глазами. О, боже! На кого мы стали за неделю похожи! А впереди ведь отпуск…

По прибытию в БВОКУ и по значкам мы поняли, что к горе Шахдаг на машинах ездил 4 курс, обратно они возвращались поездом.

Комментарий Владимира Бельского

Когда нас привезли на нижний лагерь, у нас бала,  так называемая акклиматизация и горная подготовка. Затем был утомительный переход на  средний лагерь. На следующий день началось восхождение в верхний лагерь по серпантину. Впереди и посредине шли инструкторы. Мы -  цепочкой в затылок друг к другу. Нам дали по пачке сахара, чтобы пополнять килокаллории. С нетерпением всегда ждали слова "минутка". В  этот момент мы все поворачивались на 180 градусов и минуту стоя отдыхали, а затем поднимались снова. Поднявшись на верхний лагерь,  мы переночевали, и на следующее утро у нас началось восхождение на вершину. Взяли  с собой оружие, кошки,  альпенштоки, веревки и в связках  начали подниматься. На самой вершине нам давали значки и удостоверения «Альпинист СССР», затем опять спускались в  верхний лагерь. Инструкторы сказали, чтобы мы сняли хлястики с шинелей и объяснили, для чего. Рядом был более пологий снежный склон, мы ложились на спину и катились вниз, держась за альпеншток под коленями, чтобы гасить скорость. Спускались по десять человек,  через интервал. Снизу интересно было наблюдать, как курсанты, словно горох, сыпались сверху вниз. Затем мы прибыли в нижний лагерь, погрузились в машины и поехали в училище. Прибыв в Баку, мы должны были в этот же день ехать в отпуск домой. Но, командование объявило, что четвертая рота остается встречать премьер-министра Ирака, ведь наша рота была почетным караулом. Не буду вспоминать как мы были огорчены, тренировались на плацу. Премьера встретили и уехали на летние каникулы на десять дней позже.

Следующая подстраница "Школа выживания

Фотоальбом
Наше видео
[21.10.2013][Наше видео]
Уникальное видео выпуска БВОКУ на площади Ленина в Баку (1)