Полковник В.В. Рекубрацкий, -
выпускник БВОКУ-1972
Мгновенье, ты прекрасно!
или нахлынувшие воспоминания по одной фотографии
Мгновенье, ты прекрасно, остановись, постой - эта поэтическая строка Гёте вполне может быть лозунгом для любого взявшего в руки фотоаппарат. Увидел, что-то прекрасно занятное и на кнопку затвора: «Мгновение ты прекрасно, остановись, постой». Автор снимка, приводимого здесь, много лет назад остановил какое-то своё прекрасное мгновение, а заодно тормознул и только мной осязаемые лично мои прекрасные мгновенья. В отличие от доктора Фауста мне и не надо молвить: «…остановись…», за меня всё сделал неизвестный товарищ, за что ему: «Б-А-Альшое, преб-А-Альшое спасибо!».
1. Начну с главного. Что я вижу в первую очередь на этой фотографии? Не в обиду будет сказано, фигурантам изображения, сперва вижу справа вдали свой отчий дом. Корпус номер семь! Любому нормальному человеку всегда любо-дорого увидеть отчий дом, тем более, когда отсутствует возможность его лицезреть хотя бы изредка. Жаль, конечно, что моего окошка на первом этаже почти не видно, но это не так. Если напрячься и пронзить время и пространство, а заодно и фотобумагу то его можно и увидеть! И я вижу!! Вижу, вот матушка из окна корит меня за что-то, стоящего под окном. Я же белобрысенький, босой и в синих сатиновых трусах до колен, была такая форма одежды для гуляния в Баку летом, слушаю её невнимательно. Ну, когда ж ты мамуля уже закончишь? Друзья то, из-за угла призывно машут руками, зовут пальнуть из поджига или мурку на орбиту. Уже всё готово - это же так занимательно. При этом с ещё не раскалённых утренних бакинских небес тихо, но достаточно внятно, голосом ещё не изобретённого «Электроника» звучит ещё не написанная песенка: «…только небо, только ветер, только радость впереди!» Эх, надо было внимательней слушать родителей и не отвлекаться на поджиги с мурками. Небо было бы синей, ветер в паруса ровней, а радость слаще! Спасибо матери с отцом за счастливое детство, но мои воспоминания здесь не об этом. А об ужасном случае, произошедшем в квартире на третьем этаже.
2. Начну этот эпизод воспоминаний с описания квартиры, в которой всё и произошло, в данном случае - это важно. Так как квартиры все расположены одна над другой и они все типовые, то мне легче её описать на примере своего жилища. Это были шикарные по тем временам квартиры для советских офицеров. Высокие потолки, двойные распашные двери, просторные сквозные комнаты и коридоры. По малости лет на детском велосипеде вполне получалось ездить по кругу из одной комнаты в другую, в коридор, потом заехать на кухню, развернуться там, вернуться в гостиную и для полного счастью покрутиться вокруг массивного круглого обеденного стола.
Точно такой же стол и на том же месте, что и у нас, был у жильцов третьего этажа. Вот такая особенность квартиры и главным образом стол сыграли, в описываемом случае, спасительную роль. Итак, в квартире на третьем этаже жила супружеско-пенсионерская чета Грищенко. Как их звали, я не помню, и поэтому буду называть просто: Дед да Баба. Была б у них курочка Ряба, не случилось бы с Бабой ничего худого. На курочку, а паче курочек надо было бы тратить время, ухаживать за ними, Баба бы уставала и хорошо спала ночью. А так бессонница! И вот сидит она ночью на балконе (часть балкона видна на фото в торце здания) и видит, что в соседнем строящемся доме, а до него всего метров 10-15, на складе устроенном в одной из квартир, неизвестные злодеи расхищают социалистическую собственность в виде паркета и других отделочных материалов. Баба, как комсомолка 20-х годов, воззвала к их совести и громко потребовала прекратить безобразие. И всё!! Конечно, надо было бы оповестить милицию, но как? Телефонов на улице нигде не было. Вообще уличные телефоны в Баку в то время долго не жили… Телефон, наверное, был в квартире начальника училища, благо квартировал он в этом же подъезде, но тревожить отдыхающего генерала (как, известно, генералы никогда не спят, даже ночью - они отдыхают) она не стала! Что Баба собиралась с этим делать дальше? Не знаю! Может и удовлетворилась тем, как ей показалось, что гражданский долг выполнен – грабёж остановлен.
Бандюганы же были о случившемся другого мнения: Бабку надо «замочить» и, не откладывая «тело» в долгий ящик. Утречком, когда жильцы схлынули кто на службу, кто на работу, душегубы объявились у двери моей героини, деда дома не было. Способ входа в квартиру был чисто бакинским и работающим на все 100%. Чуть ли не еженедельно по квартирам ходили работники конторы «Бакгаза,» проверяя газовое оборудование. Кстати благодаря этой профилактике в Баку практически не было взрывов и пожаров в жилых домах, хотя город был издавна и полностью газифицирован. Жильцы привыкли к этим персонажам и пускали их к себе в квартиры беспрепятственно. Бабка их пустила! Один остался на шухере, а второй приступил к ликвидации, но не утечки газа, а Бабки. Я так думаю, что сильно ему пришлось удивляться развитию событий. Пользуясь расположением комнат, а главным образом, шот-треком вокруг стола Бабка резво улепётывала от своего убийцы. Она не кричала: «Спасите, помогите, убивают!», а активно знакомила лоб преследователя с физическими свойствами чугунной пепельницы, прихваченной со стола. Ещё бы немного и Бабка ликвидировала нападавшего, поэтому в дело вступил и второй «газовщик». Ему тоже досталось, но на пару они всё-таки потыкали Бабку ножами. Прибывшая милиция и без служебного Мухтара легко определила путь их бегства по обильным следам бандитской крови. В целом, недоумкам этим крупно повезло, Бабка от них почти отбилась. Был бы дома Дед, так ещё до приезда милиции, новораскаявшиеся злодеи давали бы чистосердечные признания в письменном виде о совершённых преступлениях. Как выяснилось позже, Дед и Баба, в годы войны играли не на виолончелях в бакинском симфоническом оркестре, а исполняли соло на огнестрельно-взрывных инструментах в диверсионно-разведывательных группах войск НКВД. Бабка, к счастью, выжила. И вот почему. Всем известно, что между матерью и детьми существует астральная связь, что в тот раз снова и подтвердилось. У четы Грищенко была дочь, которая жила в другом месте и работала в нашем училище преподавателем английского языка. Мать она давненько не навещала, и вот решила заглянуть к ней, и в самый нужный момент. Ещё чуть-чуть и от потери крови матушка могла бы и умереть. Дальше всё закрутилось-завертелось: крики о помощи, её бестолковое оказание какими-то соседями, милиция, скорая помощь… А пока не приехала милиция, влекомый нездоровым интересом я с парой сорванцов в эту квартиру сунулся. Жуть: стоны, крики, всё в крови и запах - это был запах опасности, а может и самой смерти. Детское сознание ужаснулось увиденному и выключило «изображение», запрятав его куда-то далеко. И вот при помощи этой фотографии выплыло оно на свет Божий.
С воспоминаниями о геройской бабушке «подтянулись» и другие, «вытекающие» из фото и уже имеющие отношение к училищу.
3. Там, где стоят эти два добрых молодца, с шанцевым инструментом, сидел, стоял и даже лежал я с детским совочком и ведёрком. Аккурат в этом месте была песочница, прямо под окнами детсада училища, в который я когда-то ходил.
4. А на втором этаже здания слева в конце 1968 года я открыл Шамбалу. Её ищут-ищут высоко в горах, глубоко под землёй, а она тут!! Там тепло, светло, тихо, всё в белых тонах. Разрешается только два дела - спать и есть! И никаких нарядов, строевой подготовки и прочих неприятных дел. Через каждые три часа круглосуточно является добрый дух Шамбалы в белых одеяниях. Дух этот нежно будит тебя, протирает нижнюю часть спины, потерявшую своё благородное название, лечебным благовонием и с помощью божественного прибора с тонкой длинной иглой вливает в материальное тело живую воду. Далее следуют пожелания скорейшего выздоровления, и возвращения в строй, а так же спокойного сна, ночи или аппетита, всё в зависимости от времени суток. Введённая добрым духом живая вода действует медленно, но верно, что позволяет прибывать в Шамбале две, а то и три недели.
Как известно, добро и зло, любовь и ненависть очень близки друг к другу, всего-то дистанция одного шага. Поэтому там, где Шамбала, ищи её противоположность. И это фото напоминает, где была эта самая антишамбала.
5. Зри в дальний левый угол фотографии. Там, на кухне была посудомойка. В моём понятии - это и есть училищная шамбальская противоположность. Лично я её не только вижу, заполненную непроглядным паром, но и слышу: грохот алюминиевой посуды, под ногами плещется вода, а нос улавливает тот самый запашок… брр! И нет там жителей итальянских деревень Велориба и Белобаджи, рыцарей-принцесс легко и радостно моющих огромные сковородки и целые загаженные замки одной каплей какого-то чудодейственного снадобья. Кухонные роли определялись по жребию, а он был ко мне немилосерден, через это и воспоминания о посудомойке треклятой так свежи.
6. На том месте, где виден, так называемый, новый склад размещались два занятных объекта: вишнёвый садик и открытый пистолетный тир. Вишнёвый садик недолго радовал своим весенним цветением жителей полупустыни и к концу 50-х его и след простыл. Такая судьба у всех вишнёвых садов с Чеховских времён, сперва радовать, а потом сожалеть о них, усохших или вырубленных. За садиком впритык к забору располагался тир. В определённых условиях там могла бы висеть мемориальная табличка: здесь 14 марта 1956 года Рекубрацкий Вася сделал свой первый выстрел из огнестрельного оружия. Помню это событие в мельчайших подробностях. Вот мне вручают револьвер с одним патроном в барабане. Курок на боевом взводе и бах, ба-ба-бах. Взрыв! Нет, револьвер не взорвался - надёжная машинка. Это был взрыв моих мальчишечьих эмоций. Пару месяцев, потом я донимал всех рассказом, как я стрелял из револьвера. Очевидно, слушатели были поражены моим геройством, а может и по другим причинам, но никто не спросил: « А куда ты попал, мальчик?» Вопрос до сей поры отрыт. Ясно, что куда-то я попал, но не в мишень, ибо искали и не нашли. А куда мог попасть? Первый вариант: в окно третьего этажа жилого дома, который на фото как раз стоит на линии огня. К счастью, в то время дом этот ещё не построили. Кстати, тир потому и закрыли - худые стрелки норовили бы каждый раз пульнуть в это окошко. Второй: куда-то в район политеха. Хорошо, что и там моя пуля не достала умную голову, подающих надежду, студентов к примеру, Рафиева или Егорова. Если бы достала, бакинцы стали бы счастливыми свидетелями открытия нового Закона природы. Пуля куда, как круче ньютонова яблока.
7. Ну, и на «закуску» училищный забор, он тут справа - лишь угадывается. Этот участок забора из-за своей камерности пользовался популярностью у отдельной категории свободолюбивых коллег-курсантов. На два счёта: раз-два через забор и ты уже в другом свободном мире. В то время этот забор представлялся границей между свободой и авторитаризмом, а по сути, он разделял два вида свободы. Там - это свобода, как вседозволенность, а в училище марксистская свобода - как осознанная необходимость. Выбор осознанной необходимости оказался правильным, во всяком случае, для меня, с какой стороны не глянь на дни давно минувшие и нынешние. Смотрю на «пиджаков», даже на тех у кого, как они считают, жизнь удалась… скучные они ребята, какие-то пресные. Мало в их жизни было приключений и находок. Ну, какой шпак в больнице найдёт Шамбалу с добрыми дУхами?
Впрочем, пора закругляться! А то по волнам моей памяти только пустись, как понесёт, так понесёт!
А закончу, примазавшись в Александру Сергеевичу нашему Пушкину:
Как много мне мгновений чудных
Дух ностальгии оживил!
09.04.2017 г.
Все права на материалы, используемые на сайте, принадлежат их авторам или администратору (если статья без подписи). Перепечатка (копирование) материалов сайта запрещена. Для интернет-ресурсов - без ограничений при обязательном условии: активная ссылка с указанием наименования сайта и автора.