Сигнальные флажки и оперное пение
Полковник Рекубрацкий В.В.,
выпускник БВОКУ-1972
Выпускник 1960 года БУРКОВ Г.Я. в своих воспоминаниях об училищных командирах и преподавателях сформулировал интересную мысль. Суть в том, что сейчас, с высоты прожитых лет он вспоминает своих командиров и преподавателей с исключительной теплотой и благодарностью. Вот если бы то же самое пришлось сделать сразу после выпуска, то оценки могли быть и другими.
А ещё БУРКОВ Г.Я. предложил всем выпускникам пуститься в подобные воспоминания. К мнениям старших товарищей надлежит прислушиваться. Вот я и прислушался и, решил положить свои «скромные три копейки» на общий алтарь воспоминаний.
Мысленно прошёлся туда-сюда по училищным циклам и кафедрам и сперва решил остановиться на преподавателях цикла вождения и кафедры марксизма-ленинизма. Позже выяснилось, что эти два «ингредиента» учебного процесса в одном «флаконе» не смешиваются. Первые елозят по земле, а вторые витают в облаках. Поэтому сначала про землю, а про облака чуть позже.
Причем тряхануть воспоминаниями захотелось в ключе, предложенном БУРКОВЫМ Г.Я., а именно: почему одни преподаватели с первого контакта вызвали к себе уважение и навсегда врезались память, а с другими с первого раза этого не случилось? Перед переходом к основной теме воспоминаний следует ответить на вопрос: «А почему всё-таки вождение?» Мало ли в БВОКУ кафедр и циклов?
Ответ на поверхности. Вождение было наилюбимейшим предметом всех курсантов и в высшей степени полезным предметом обучения. Каждый в глубине в душе лелеял надежду, что когда-нибудь Родина пошлёт его в какую-то братскую, прогрессивную страну чёрного континента, а это гарантия приобретения вожделенного личного автомобиля. А права-то уже в наличии! Можно сразу в полной мере насладится личным автомобилем. Это одно, а второе - то, что человеку свойственно покорять пространство и время. Где это можно было сделать в училище? Пространство ограничено забором, а время распорядком дня! Вот только на вождении и можно было почувствовать себя покорителем всего и вся, тем паче, что в кабине автомобиля никого нет кроме самого себя, да инструктора, а это, нормальные в большинстве своем, сверхсрочники или срочники сержанты.
На цикле вождения изучением правил дорожного движения руководил майор БУРМИСТРОВ В.Л. С самого первого занятия все прониклись к нему глубоким уважением. Составляющими такого уважения были несомненные педагогические таланты, спокойный, ровный характер, отзывчивость, отличный внешний вид, умение общаться с курсантами не как с потенциальными нарушителями воинской дисциплины и лодырями, а как с нормальными людьми, хотя мы, по сути, рядовые, а он майор. Насколько я помню, экзамен в ГАИ по правилам дорожного движения сдали все и с первого раза.
Майор Бурмистров В.Л.
Практическими занятиями по вождению руководил другой майор. Его фамилия начисто забыта за полной ненадобностью. Он был просто Товарищ Майор. Попробую описать его внешность. С точки зрения Строевого Устава за внешний вид и выполнение строевых приёмов оценка только 5+++++.
Округлость фигуры и низкий центр тяжести указывали на то, что Тов. Майор доволен своей жизнью и обладает отменным аппетитом. Тов. Майор не разговаривал, а кратко инструктировал, что называется «шершавым языком» наставления по вождению. Когда инструктаж заканчивался всю информацию курсантам он передавал с помощью сигнальных флажков. Было видно, что флажки - это его слабость. Может быть, он даже коллекционировал их?! Семафорит: «Внимание, к машинам, по местам, заводи, глуши, к машинам, все ко мне»… по новой: «К машинам»… и так по многу раз. Мне думается, что с флажками он не расставался даже дома, и даже в постели. Как подпольщик кладёт под подушку наган в ожидании ночного ареста, Тов. Майор засовывал флажки под подушку, чтоб вовремя подать своим домашним соответствующий сигнал.
Наконец сигнал: «Вперёд!». Чары Тов. Майора пали! Поднимается занавес оперного театра! Какого ещё оперного театра? Заинтриговал? Сейчас поясню. Однако, сначала закончу с Тов. Майором. Надо ли пояснять, что курсанты сторонились его и считали, что он в лучшем случае тихо помешанный, выпущенный из лечебного учреждения за бесперспективностью дальнейшего лечения и не представляющего большой опасности для бурсакского сообщества. Позже, как и БУРКОВ, я стал понимать, что если бы таких выдержанных педант-майоров было как можно больше, вреда армии от этого не было, а только польза. От краснобаев, перевозбужденных командиров и начальников подчинённые претерпели значительно большие неудобства, чем курсанты на вождении.
Ну, теперь поясню про оперу.
Инструктором у меня был старшина сверхсрочной службы ПАШАЕВ, тоже преподаватель, однако. Точная копия Рашида БЕЙБУТОВА, соответственно и любитель оперного пения. Внешнее сходство обязывает! Существовала какая-то связь между флажковым сигналом «Вперёд» и началом пения! «Аршин Малалан!! А-а-ршин Ма-а-а-лан-н-н!!». Фраза эта вылетала из него по взмаху флажка и получалась лучше, чем у самого БЕЙБУТОВА!
Пашаев и Бейбутов - одно лицо...
«Фи-и-игаро, фи-и-игаро, здесь-давай направо, фигаро, фигаро, тут-налево», - и так в разных вариациях.
Приближаемся к оживлённому перекрёстку, на сцене Ленский:
- Паду-у-у ли я стрелой пронзённый - тише, тише, левее, правее…. иль мимо пролетит меня?? Фу!», - это мы удачно проехали.
Причины волноваться для инструктора были. Вся ответственность на нем.
Один из курсантов по недосмотру инструктора сбил женщину на пешеходном переходе. Был составлен протокол со всеми вытекающими последствиями. В тюрьму бы не посадили - нет, но вред училищной статистике по ЧП был бы нанесён. Поэтому Тов. Майору и инструктору пришлось сбросится на некоторую сумму и приобрести в «военторге-не для всех» женские импортные туфли на высоком каблуке. Заморскую диковинку Тов. Майор с инструктором обменяли на собственноручное заявление пострадавшей, что никто её не сбивал, это ей головёнку солнышко напекло. В ГАИ представили твёрдое заверение, что впредь будущие защитники Отечества своих граждан давить не будут, а когда отучатся, то доставаться будет только гражданам стран НАТО, СЕАТО и иже с ними. Вот поэтому ПАШАЕВ петь-то пел, но и думал «пролетит или не пролетит?». Что-то отстёгивать с денежного довольствия сверхсрочника ему точно не хотелось.
Едем дальше. Звучит, что-то азербайджанское, испанское.
ГАЗ-51, точно как у Пашаева
Кабина ГАЗ-51, полный минимализм!
Наконец, в дело вступает старина Джузеппе Верди:
- Сердце красавицы, сердце красавицы, сердце красавицы… «пластинка» подзаела - это он увидел попутную красотку в мини-юбке и от волнения забыл слова!
- Падажди, слушай, э-э! Вах-вах-вах! Правее, прижимаемся к тротуару! Тише э-э! Куда торопишься? Сам орудует дублирующим управлением и останавливает машину! А в это время объект его внимания исчезает из поля зрения.
- Ара! Чего стоишь? Поехали, да!
Вспоминает, успокоившись, продолжение:
- Сердце красавицы склонно к измене и перемене, как ветер мая!
Вот так мы и катаемся. Я вожу, а он поёт, а пел он надо сказать хорошо. Красота!! Как не любить вождение, а вместе с ним и оперное пение??
Была у ПАШАЕВА ещё одна замечательнейшая особенность. Прежде чем объяснить, в чём тут дело, давайте вспомним, кто такие сверхсрочники и как они выглядели.
К концу 60-х на должностях старшин рот сверхсрочников оставались считанные единицы. Может, в группах войск, было иначе? В ЗакВО же они все осели на складах, стрельбищах и тому подобное, лишь бы не с личным составом.
Строевая, физическая подготовка была не для них. Многие были в возрасте, любили вкусно покушать, выпить. Внешний вид, как правило, отвратительный и усугублялся он ещё и тем, что им форма выдавалась только в готовом виде, а вида у ней-то и не было. Еще до училища я подозревал, что пошивом формы в СА руководила какая-то злобная мужененавистница типа картинной Фаины Раневской с беломориной во рту. Не было у неё физической возможности сказать миллионам мужчин, чего она им желает. Так она через форму всё мужикам просигнализировала. Надел форму и стал чучелом огородным, и все неопытные девицы от него как птички-синички в разные стороны: фыр-р-р. Вот сверхсрочники и были такими чучелами.
Заставят сверхсрочника на какой-то серьёзной проверке выполнять строевые «па», всё - тема для Задорнова, да Петросяна!!
Мой ПАШАЕВ был не таков!! Поджар, сухощав. От головы до пят упакован во всё шитое! А уж, какие фуражечники и сапожники в БАКУ, так это все знают. Остальное обмундирование было сшито в ателье и явно не стажёром, да ещё из генеральского сукна!!! Лет, эдак, 10 пытался я ПАШАЕВУ подражать, потом плюнул, где взять столько твёрдых советских рублей?? Несбыточная мечта! А где их брал сверхсрочник? С СГМщиком, продскладом тут всё объяснимо. А инструктор как умудрился? Впрочем, бес, видя мои мучения, как-то решил мне помочь или проверить на «вшивость». На киевском вокзале в отпуске меня окликнул подозрительный тип:
- Командир (как только вычислил меня в гражданке), купи!
И извлёк из торбы сапог! Это был не сапог. Это была «песня», такие сапоги носят светлейшие князья из окружения царицы. Очевидно, на моём лице отразилось восхищение, как у кузнеца Вакулы, при виде черевичек царицы, и он меня решил добить:
- Смотри!
С этими словами он собрал голенище в комок, сжал и отпустил! Голенище волшебным образом приняло первоначальную форму! И это без всяких чубайсовских наночастиц и памяти материалов!
- И за это я прошу всего 125 рублей!
Сознание помутилось. Рука потянулась к заветному карманчику в штанах с семейной казной. Вдруг в мозгу что-то щелкнуло, и установилась устойчивая телепатическая связь по типу Скайпа с женой и малыми детушками, пребывающими в зале ожидания. Они мне поведали, что тратить из семейного бюджета в 200 рублей, 125 неправильно. Еще пол-отпуска впереди, дорога, кушать хочется и прочие аргументы подобного типа. Вследствие этих речей и не стал я счастливым обладателем волшебных сапог. Потом плюнул на ПАШАЕВА и довольствовался тем, что выдавала горячо любимая Родина.
В заключение должен отметить, что кафедра марксизма-ленинизма из-за невнимания к Пашаеву много потеряла. Его можно было использовать, как учебное пособие к теме о философской категории: единства формы и содержания. Может быть, позже инженеры человеческих душ и обратили бы на него внимание, но я своими неумелыми действиями на ниве вождения разрушил это философское единство.
Дело было на уч-тапинском автодроме накануне экзаменов в ГАИ, где мы «накатывали» часы, необходимые для получения прав.
ГАЗ-63, такие тоже были в училище
Приятная весенняя погода, оперное пение - всё было хорошо и не предвещало беды. При заезде в капонир задним ходом, излишне широко раскрытая водительская дверь, упёрлась в стенку капонира, обложенную знаменитым апшеронским кубиком. Такого отношения к себе дверь не стерпела и приобрела вид порванной гармошки. Оперный театр резко опустил занавес, а вместо него, солиста, появился завсегдатай портового кабака. ПАШАЕВ вытурил меня из кабины и на смеси русского и азербайджанского языков сказал мне все, что он думает по поводу случившего. При этом он упоминал звёзды на небе и более значимые небесные светила, училищное начальство, курсантов, которые гробят машины, Аллаха, допустившего это безобразие, моих родственников, кухонную посуду, а так же проливы Босфор и Дарданеллы!.. Богатейший словарный запас. Какое выразительное искусство, какая дикция!! Вот польза-то от умения петь оперные арии! Не в обиде я на него! Виноват! Но это сейчас спустя годы. А тогда очень хотелось дать ему в глаз. ПАШАЕВ, очевидно, предвидел моё желание относительно его глаза и из машины не выходил. Закончив пламенную речь, он резко стартанул, уже без меня, и не в сторону ПУ автодрома, а Тбилисского шоссе. Больше ПАШАЕВА увидеть мне не пришлось. Последствий за такое вредительство не последовало и права у меня появились.
Мотор ГАЗ-51, ничего лишнего, можно ремонтировать на коленке...
Вот тут в мой рассказ внепланово запросилось четвёртое действующее «лицо»: бакинский кубик, который разрушил и философию, и оперу. Строго говоря, он не кубик, а параллелепипед, видать, у «родителей» были проблемы с геометрией. Судить их строго не буду – кубик, так кубик. Добывали его прямо под ногами и открытым способом. В Баку и в окрестностях всё построено из него. Замечательный строительный материал. Однако был у него один недостаток. В те времена его погрузка не была механизирована. Грузить нужно было вручную. Выглядело это так. В карьер заезжал грузовик, и «амбалы» начинали погрузку. Амбал - это сейчас быкообразный мужик с золотой цепью на шее, а тогда худой мужичишка, высушенный солнцем и кантующий тяжести от зари до зари.
Надо сказать, в училище всё время что-то строили, потом ломали, перестраивали, кубиков нужно было много. Зачастую курсанты, а я вообще всегда, и выступали в роли этих карьерных амбалов. Кубик нужно было поднять с земли, дотаранить его до машины, рыком поднять на «грудь» и толчком отправить в кузов. Один-два кубика толкануть не сложно, а если КРАЗ?! Этот неладный кубик оставил в головном и спинном мозге, а так же в мышцах неизгладимую о себе память!! Говорят, что в опасности человек в доли секунды вспоминает всю свою жизнь. Если и со мной такое случится, для кубика там будет миллисекунда: крепкий, сияющий на солнце, весом 36 кг и я, худой и бледный в 68 кг.
Бакинский кубик, строительство на Уч-тапе, фото курсанта 1975 г.
В общем, как вытекает из наших, со старшим товарищем БУРКОВЫМ Г.Я., воспоминаний: всё наше училище было покрыто толстым - толстым слоем позитива. Жаль, что потребовалось достаточно много времени, чтоб это понять. Даже на кубик уже нет обиды. А что? Отличный спортивный снаряд, и нет у тебя лишнего веса.
Помню после выпуска бежал на вокзал, как швед из-под Полтавы с воплями:
- Свободен, наконец, свободен! Кабала! Провались Вы все пропадом!
Ж/д вокзал в Баку
Эх, отдаться бы в ту кабалу снова. Правда, ненадолго. Поправить кое-какие ошибки и назад в славную когорту военного пенсионерства.
07.02.2016 г.
Следующая подстраница "Кафедра марксизма-ленинизма"
Все права на материалы, используемые на сайте, принадлежат их авторам или администратору (если статья без подписи). Перепечатка (копирование) материалов в любом виде - только с письменного разрешения. Для интернет-ресурсов - без ограничений при обязательном условии: активная ссылка с указанием наименования сайта и авторства.