width=device-width, initial-scale=1.

моего отца полковника

Смазилкина Василия Спиридоновича

посвящается

Я училась в 9 классе, когда мой одноклассник Романов пришел в класс 15 сентября, вместо 1-го. Классная руководительница спросила:

- Романов, почему ты не приступил к занятиям 1 сентября, где ты был?

- В отпуске! – невозмутимо ответил ученик.

Раздался взрыв хохота, смеялись все, кроме детей военнослужащих. Действительно, мы все говорили, что ездили в отпуск, хотя отпуск-то был отцовский. Офицерская семья уезжала в отпуск и возвращалась к месту службы из отпуска. Мы «служили» вместе с отцами, разделяя с ними тяготы военной службы. Обходились малым, жили в далеких гарнизонах без удобств, часто меняли города, поселки, школы, друзей, комнаты или квартиры,  иногда так и не привыкнув к ним.  И ежегодно ждали заслуженного отпуска. В дальнейшем наши семейные поездки так и буду называть «отпуск».

Сестра Лена, папа, я

Тбилиси, 1957 г.

Мое дошкольное детство прошло в военных гарнизонах ЗакВО в Грузинской ССР. Начала помнить себя, семью, соседей, окружающую обстановку где-то с 2-х - 3-х лет.

Нижний ряд: мама, я, т. Шура Василенко

Верхний ряд: Вова и Лиля Василенко, сестра Лена

Тбилиси 1959 г.

Папа служил  в Тбилиси в танковом полку, если его отпуск приходился  на зимнее время или  в межсезонье - он ездил в санаторий один, а в летние месяцы вся семья (папа, мама, сестра Лена и я) посещала дедушек и бабушек в двух небольших городах.

Отрывочно помню поездку из Тбилиси в 1958 г. Сидела у окна поезда, первый раз познавала большой мир, все было интересно – деревни, коровы, лошади, гуси и пр., спрашивала:

-  Что это, а это? – Лена нехотя отвечала, а  мама сказала, что скоро будет море.

- А какое оно море?

- Оно большое и в нем много воды!

- Море! Море! – закричала я, увидев большую лужу.

- Это лужа, море совсем большое, - откликнулась Лена, видевшая море и океан с рождения.

- Море! Море! – снова обрадовалась я, глядя на небольшое озерцо.

Так продолжалось несколько раз, и родители велели мне ждать море тихо.

Наконец, поезд поехал вдоль моря, очень близко к нему. Я уже устала смотреть на мелькание за окном и молчала. Мама сказала:

- Ну, вот оно море, видишь, сколько воды!

Мой энтузиазм к тому времени ослабел:

- Ну, море и море…

Поезд шел  медленно, часто останавливался и долго стоял. В купе было жарко и душно. Многие пассажиры бегали к воде и, окунувшись, а то и искупавшись, быстро возвращались в вагон. С каждым разом стоянки увеличивались, до часу и более. И вот однажды почти большинство, измученных духотой, пассажиров покинули свои места и рванули к морю. Папа схватил меня в охапку, Лену взял за руку, и мы побежали. Мама осталась охранять вещи! Это было незабываемо. На море стоял штиль, вода прозрачная, теплая! Папа вместе со мной подпрыгивал, и так хорошо было купаться в море у папы на руках, совсем не страшно! Мама волновалась, и мы быстро вернулись, а впечатлений хватило на всю оставшуюся поездку. Так вот оно, какое море!!!

Родители папы жили в г. Эртиль Воронежской области, отец его, наш дедушка Спиря, умер в 1959 г., и в летний отпуск этого года мы отправились туда к бабушке. Погода стояла холодная, лил дождь, станция Грязи, где мы должны были выходить, полностью оправдывала свое название. В чернозёмной зоне грязь прилипала к подошве и через несколько шагов без резиновой обуви дальше идти было невозможно – туфли мамы и Лены остались в грязи, они шагнули по земле в чулках. Меня подхватила на руки папина сестра т. Роза и понесла. Я ее не знала, родители остались за спиной, я испугалась и как завопила: «Тетка, брось!», - вспомнив сказку: «Несет меня лиса за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы». Отойдя от ж/д путей, мы увидели дворовую телегу, нас с Леной и багаж разместили на ней и папин брат, еще школьник д. Валера повез нас.

Ж/д станция Эртиль

Мы пробыли в Эртиле чуть больше недели, родители сходили на кладбище, немного прошлись по памятным папиным местам, дождь продолжался.

Дом семьи Смазилкиных

Лена и я сидели дома, иногда д. Валера катал нас по двору в телеге, да быстро так, чтобы нам было весело, хотя таскать телегу по мокрому чернозему довольно тяжелое занятие. Бабушка Даша держала кур и уток, как раз недавно вылупились утята. Нам разрешили взять себе по утенку, мы дали им имена Утя и Нутя, играли с ними, кормили и заявили, что заберем утят с собой.  Не было печали. Ехать до Камышина нужно было с двумя пересадками… И папа повез нас всех, для утят специально соорудили красивую клетку. Лена сама их носила, а я помогала ей ухаживать (а скорее, мешать) за ними в дороге.

Камышин встретил нас южным солнцем, жаркой летней погодой, фруктами, первыми яблоками. У бабушки Фроси и дедушки Яши был большой добротный дом с высоким крыльцом, участком, яблоневым садом, постройками, большим двором, массивными воротами. Заборы на юге были высокими, сплошными из твердых пород дерева. Все было ухожено, покрашено. Дедушка специально для внучек заказал машину речного белого песка. Вот на этой песочной горке  и в саду мы проводили  свое свободное время, придумывая разные игры. Ежедневно ходили с папой и мамой на пляж, купались в Волге и в  Камышинке. Часто посещали все вместе кинотеатр «Дружба», за время отпусков с 1959 по 1964 годы мы посмотрели  много новых цветных прекрасных фильмов. Это «Крепостная актриса», «Собор Парижской Богоматери», «Девочка ищет отца», кстати, в этом фильме в массовке снялась наша двоюродная сестра Ира. Еще фильмы «Алые паруса», «Казаки», «Полосатый рейс», «Три плюс два», «Я шагаю по Москве», «Спящая красавица», «Римские каникулы», «Ева хочет спать», «Три мушкетера», «Железная маска».

Кинотеатр "Дружба"

Вечером обязательно ходили в городской парк, который был открыт еще в 1907 г. Парк был назван Александровским в честь императора Александра II. В нем были высажены как распространённые, так и редкие виды деревьев и кустарников. Это были Липовая аллея, Каштановая, Дубовая, Тополевая,  хвойные редкие деревья и др. Было множество красивых цветочных клумб, в самом центре парка находился фонтан.

Стояли бюсты  русских писателей Пушкина, Белинского, Чернышевского, Гоголя, Некрасова, садовая скульптура. Запомнилась мне, хотя и не нравилась скульптура «Девушка с веслом».  Камышинский парк был лучшим в Поволжье. В 1942 г. он был назван Парком культуры и отдыха Комсомольцев-Добровольцев.

Вход в парк

В парке все было подчинено культурному отдыху и развлечению трудящихся и молодежи. Было несколько танцплощадок, центральная эстрада, играл духовой оркестр, проводились разные культурно-массовые мероприятия. Были прекрасные карусели и разные качели. Меня сажали на фигурки коней или верблюдов, др. животных, родители спускались вниз, стояли у ограды и махали мне, когда я, совершив круг, проезжала мимо них. Мне было страшно, я готова была расплакаться, но сдерживалась и улыбалась. А, когда, мама с папой встречали меня, я была такой гордой, что преодолела свой страх и чувствовала себя победительницей! Думаю, что родители и не догадывались о моих переживаниях. Было-то мне 2-3года всего!

Перед входом в парк продавалось необыкновенного вкуса мороженое в бумажных стаканчиках с деревянной палочкой, больше такого в своей жизни не пробовала, а также замечательная газированная вода с сиропом, которую тут же разливала в стаканы красавица-продавщица в белом накрахмаленном фартуке и таком же ободке с кружевом. Парк был очень большим, и вечером в нем отдыхало много камышан, казалось, что весь город там.

Уезжая в Тбилиси, Мы с сестрой хотели взять с собой и наших утят, которые уже превратились в уток, но бабушка мягко нас отговорила.

В отпуск с папой-офицером 2 часть

1960, 1962 гг.

Камышин, полет на авиа такси в Волгоград

Общий вагон

В 1960 году наша семья в отпуск поехала уже из г. Ахалкалаки. Железной дороги там не было, и мы на военном Газике добрались до ближайшей станции Хашури. Дорога была горной с множеством поворотов, с одной стороны скалы, с другой обрыв и внизу река. Иногда останавливались, впереди был камнепад, стояли в пробке, ждали, когда уберут камни, и мы поедем. Нам, детям, было страшно, мама тоже боялась. Посмотрела современное видео  этой автодороги, она уже не такая опасная, более широкая, не такие крутые обрывы.

Дороги из Ахалкалаки

Поезд наш прибыл вечером, стоял несколько минут, пока добежали до вагона, папа забросил нас с сестрой и вещи в вагон, стал подсаживать маму, а она не может поднять ногу на скользкую ступеньку поезда, ноги плывут назад.

Высокая лестница в вагон

Босоножки такие же, но шпилька ниже, как на туфлях

Дело в том, что на новых чехословацких босоножках была  гладкая кожаная подошва и тонкие шпильки, на которые мама боялась наступать, чтобы они не застряли в отверстиях металлической лестницы. Объявили отправление поезда, мы с сестрой в вагоне, мама сползает вниз со ступенек, папа вообще на перроне. Мы громко завопили от страха, что уедем одни, наконец, папа из всех сил приподнял мамину пятую точку плечами, упёрся в нее головой, сам поднялся на последнюю ступеньку и уже на ходу поезда втолкнул маму в вагон. Мы перестали плакать, проводница помогла нам найти свое купе, все сидели испуганные и зареванные.

Купейный вагон

Папа посмотрел на нас и стал смеяться:

- Ну, ты и догадалась одеть новые босоножки в дорогу, - сказал он маме.

- Не в старых же ехать в гости к родным, - шмыгала носом  мама.

- А я не пойму, почему ты все время норовила сесть мне на шею, а не подниматься в вагон! – тут мы все захохотали и стали наперебой рассказывать свои впечатления, как испугались, не могли понять, что происходит, почему мама застряла, а поезд уже дал гудок и стал медленно трогаться…

Но теперь это было уже в прошлом и вспоминали весело, папа добавлял смешные подробности. Зашла проводница и очень удивилась, что мы веселимся от всей души. Вот так папа сумел неприятный и опасный эпизод поездки превратить с веселое воспоминание, к которому мы потом часто возвращались. Он всегда поднимал нам настроение и вселял уверенность в любых ситуациях!

Пересадка у нас была в Сочи – в красивом южном городе. Пока папа стоял в очереди в воинскую кассу, чтобы закомпостировать билеты на другой поезд, мы ходили по территории вокзала. Места, где можно было присесть,  не было – все забито пассажирами. Наконец, на лавке освободилось одно местечко, мама присела, я - у нее на руках, а Лена прислонилась коленками. Но в Сочи было столько соблазнов! Во-первых, мороженое, которое мы в Ахалкалаки не видели. Мы стояли в очереди, покупали и неслись к маме! Правда, она не разрешала нам есть столько, сколько мы хотели.

Газированная вода с сиропом из автоматов привела нас в восторг, мы увидели такое впервые. Моешь стакан, бросаешь 3 копейки, и  из трубочки с фырканьем течет и брызгается холодная газированная вода!!! Вкусная! Необыкновенная! Но скоро нас ждало сильное разочарование – у мамы 3-х копеечных монет больше не было, размена тоже не было, мы бегали по всем киоскам и прилавкам, но везде был отказ. И это понятно, на вокзале в жаркие день сидели сотни пассажиров, и все хотели пить. Поэтому весь следующий год мы с сестрой собирали и копили 3-х копеечные монеты. Они нам очень помогли в 1962 г., и мы делились ими с другими пассажирами и  детьми, конечно.

Наконец, папа купил билеты на вечерний поезд, и повел нас на пляж! Идти пришлось по камням, булыжникам, ногам было больно, они  соскальзывали с камней,  я падала (опять же на эти камни). Меня 4-летнюю понесли на руках.

Теперь я купалась с мамой, были волны, мы на них катались, папа плавал и присматривал за Леной. Накупавшись, пошли по берегу искать, где пообедать. Нам повезло, сразу зашли в ресторан (во всех других точках общепита стояли большие очереди). Заказ принесли быстро, мы поели обед из 3-х блюд, заказали еще мороженое в креманках!!! Это был праздник! И дневной обед в ресторане стоил недорого, почти, как в кафе. Затем отправились на вокзал в надежде, где-нибудь отдохнуть. Папа повел нас в комнату отдыха, и там были свободны четыре кресла за одним столом - народ еще не вернулся с обеда. Отдохнув до вечера и выспавшись, мы направились на посадку.

Бородинский мост через реку Камышинка

построен в 1960 г.

В Камышин прибыли рано утром, еще солнце не встало, узнали, что мост через Волгу достроили, и обрадованные пошли к нему. Стали подниматься на мост… а  перил-то еще нет… Страшно, мост не такой уж широкий, получается, что эта обычная дорога без ограждения над рекой, дует очень сильный ветер. Холодно. Папа несет в обеих руках и, можно сказать,  в зубах багаж, а также и мама, и Лена. До моих страхов никому дела нет, все мечтают быстрее преодолеть мост. Я, было, начала сидячую забастовку, но меня быстро привели в чувство и заставили идти, держась за мамину сумку. В общем, приезд в Камышин мне не понравился.

Во дворе нас встретили радостные дедушка с бабушкой, пес и кот, быстро позвали завтракать и прекрасный отдых начался. Снова купания, парк, кино, прогулки по городу. Вскоре приехала сестра мамы тетя Рая с мужем-офицером - дядей Жорой и дочкой Тоней. Нам стало еще веселее, интереснее. Дядя Жора за столом всегда рассказывал что-то смешное, мы покатывались со смеху.

5 июля Лене исполнилось 10 лет, отмечали широко! Гости – это наша семья из 4-х человек, семья тети Раи 3 человека, семья их брата д. Коли – 4 человека, крестная мамы и дедушка с бабушкой. Итого четырнадцать человек. Стол накрыли в саду. Дядя Жора купил разливное бархатное пиво, кто знает, что это такое в Волгоградской области, тот тоже захочет. Лене купили подарки, она сама выбрала маленькую немецкую куклу, напоминающую 10-летнюю девочку, со сменными нарядами и белую сумку, почти, как у мамы. Именинница была в восторге! В Ахалкалаки, да, и в Тбилиси ничего подобного в продаже для детей не было.

Наша семья с дедушкой и бабушкой,

Лена дала мне подержать свою подарочную сумку.
Камышин 1960 г.

Нас обязали приготовить и показать взрослым концерт, раньше это было принято. Тоня и Лена – школьницы знали много песен, умели танцевать, Лена еще ходила в танцевальный кружок в Доме офицеров и выступала на сцене. Репетировать мы начали заранее. Меня, конечно, гоняли в два голоса, что я не так делаю, но репетиции принесли свои плоды. Лена с Тоней танцевали два танца - польку и гопак, я тоже выучила их, но меня «на сцену»  не допустили… Вместе мы разучили плавный танец с песней «Светит месяц, светит яркий, светит полная луна, Марья, Дарья, Акулина выходили со двора». Мы, как лебедушки, с пальчиками на щечках,  в костюмах с платочками выплывали к зрителям, потом начиналось: «Марья (это Лена) любит крепко спать», - тут Лена наклоняла головку, подставляла две ладошки и громко храпела. У нас дедушка Яша во сне храпел на всю улицу, поэтому эта сценка была принята на «Ура», все смеялись и хлопали, а дедушка, пряча улыбку, подкручивал свои пышные казачьи усы. Далее: «Дарья (Тоня) любит щи хлебать», - она брала тарелку со стола, деревянную ложку и громко чмокала и хлебала, это тоже было смешно. Понятно, что мне досталась роль Акулины: «Акулина дорогая любит тряпкой мух гонять», - я старалась, бегала налево и направо с  тряпкой и изображала, что гоняю мух. Зрители были в восторге. Еще мы пели, стихи рассказывали, в общем, концерт удался на славу. Все хлопали, поздравляли и подарили каждому по кулечку сладостей. А потом  долго вспоминали наши таланты.

Кстати, дядя Жора потихоньку налил имениннице пива, оно ей понравилось, и она выпила почти стакан… Проспала почти сутки… Но все обошлось.

Тетя Рая с семьей уезжала раньше нас, мы пошли их провожать на вокзал. Стоял жаркий августовский день. На раскаленном камышинском перроне, шпильки маминых красивых босоножек проваливались в горячий асфальт, оставляя в нем отверстия, а мама не могла найти устойчивой поверхности, чтобы стоять, а уж идти и подавно. Вот так чехословацкая обувь подвела маму за отпуск не один раз.

Обратно мы уезжали не как всегда. Дедушка рассказал, что можно полететь на небольшом самолете то ли «Шмеле», то ли  «Пчелке» до Волгограда, а уже там пересесть на поезд. Папа любил все новое и сразу загорелся идеей полета. Купил недорогие билеты на 5-ти местный самолет – воздушное такси из Камышина до Волгограда.

Наш самолет был однотонный, перламутровый, этой же серии

«L-200 «МОРАВА»

Мы приехали заранее на летное поле, увидели маленький перламутровый, красивый, с бирюзово-голубыми иллюминаторами самолет. Оказывается, он уже нас ждал. Пошли на посадку. Похоже на такси, только с крыльями, очень комфортабельный и уютный внутри. Папа сел рядом с летчиком, мы с Леной и мамой сзади. Самолет разбежался и взмыл в небо! Я уже летала в Ахалкалаки, но тот большой самолет и неудобный,  нельзя было и сравнивать с этим необыкновенным чудом. Высота была не очень большая, около 4 км - все поля, реки, дороги, поселки были видны, небо было чистым, солнечным. Но нам солнце в глаза не светило, цветные иллюминаторы создавали удобство и защищали глаза. Полет продолжался минут сорок, расстояние до Волгограда 167 км. Добрались до Волгограда быстро, комфортно, остались незабываемые приятные впечатления на всю жизнь. Позже я спрашивала своих знакомых, кто летал на таком авиатакси, никто не помнил и не видел ничего подобного. Недавно попросила своего знакомого вертолетчика Юрия Семеновича узнать об этом самолете. Он ответил, что видел такие авиатакси на местных линиях, они летали с 1959 по 1964 гг. Это чехословацкий самолет «L-200 «МОРАВА». Была у меня книжка в детстве – фантастика для школьников «Город будущего», там были удивительные картинки, книга не сохранилась, но в детской памяти отпечатались рисунки подобных самолетов-такси, как городского транспорта… Так что можно сказать, в 1961 г. мы летали на самолете будущего!

Ну, что сказать - с нами в отпуске были изделия из ЧССР – элегантные женские босоножки и необыкновенное авиа такси. Запомнились на всю жизнь!

В 1962 году только мы приехали в Камышин, как через неделю папу вызвали в в/часть. Все были расстроены, мама хотела ехать вместе, но папа посоветовал нам остаться отдыхать. Наш отпуск затянулся, и мы поехали в конце августа. Я была дошкольницей, а Лене надо было  1 сентября  в школу. Ехали мы с двумя пересадками, народа на вокзалах было видимо-невидимо – много офицеров и солдат. Все они стояли в воинскую кассу, туда же, куда и мама. В предыдущие годы очередь в эту кассу была раза в три короче, чем в гражданскую, а в этот раз – все наоборот. Как мы потом поняли, дело шло к Карибскому кризису и всех военных отзывали из отпуска в в/части. Мы с Леной сидели, скорчившись на наших вещах, мест в зале ожидания не было, билетов на наш поезд тоже. Мама отчаялась, в комнате матери и ребенка тоже все было занято. Потом кто-то ей подсказал, что могут быть места, когда поезд уже прибудет. И вот наступил этот кошмар, поезд подошел к станции, все кинулись к кассам… какая уж тот очередь – каждому нужно уехать. Хорошо, что один военный поставил маму впереди себя и двигался вместе с ней, так и удалось попасть к окошку кассы. Мама выскочила, схватили вещи и бегом на перрон, уже объявили отправление, нас посадила в поезд проводница одного из последних вагонов (это не положено, и другие проводницы не пускали). Только мы поднялись в вагон,  состав тронулся. Нам надо было еще идти через 5 вагонов, чтобы найти свои места, пассажиров в проходах вагонов полно. Очень страшно было переходить через сцепки вагонов. Но вот мы добрались! Вагон оказался общим без матрасов и постельного белья. На троих нам была положена только одна полка. Был уже вечер, мы собирались поужинать и ложиться спать. Еда в поезде – это всегда радостно и весело. Достали из сумок провизию, расположились, поели, угостили одиноких пассажиров.

- А где мы будем спать? – спросила я, видя, что пассажиров больше, чем полок.

- Здесь и будем спать! – показала мама на полку, где мы сидели и складывали остатки еды в сумку.

- А где брать матрас? - не унималась я.

- Матраса нет и простыней тоже, - ответила мама. – Хорошо, что купили билеты и едем, а могли еще ночевать на полу на вокзале.

Жесткий плацкартный вагон, без белья - общий

Я посмотрела на жесткую деревянную полку и подумала, что, это лучше, чем холодный пол на вокзале. Но как же спать? Ведь жестко и чем накрываться? Почему-то я надеялась, что сейчас мама достанет постельное белье и все будет хорошо. Но мама не была волшебницей. Она, действительно, полезла в чемодан, достала наши тонкие шерстяные кофточки и  свои летние платья. Мама с Леной легли валетом, накрылись платьями, я лежала у стенки, за мной мама, хотя она не лежала, и свешивалась с полки. Кое-как уснули… Проснулась я на маме, она лежала на спине, а меня положила сверху, чтобы мне было мягче.  Вот такие наши мамы всегда готовы «соломинку»  подстелить под родное дитя.

В общем, доехали до Ахалцихе, там нас должен был папа встречать на машине. Мы смотрели в окно, но папы не было видно, проехали мимо площадки для машин, Газик отсутствовал. Мама заволновалась. Стали собираться, это была конечная, поэтому не особо спешили. По дороге встретили еще отпускников, они нам сообщили, что их встречает грузовая машина. У мамы отлегло от сердца, что как-нибудь доедем. Еще раз оглянулись, делать нечего, полезли в кузов машины. Правда, мы уже не раз ездили в кузове военных машин, когда женсовет организовывал поездки в Чебуретский лес или Вардзию, или  еще куда, в тот же Ахалцихе. Уже собрались ехать, как видим, подъезжает Газик, офицер крикнул из кабины нашего грузовика: «Вон, за вами приехали»! Мы обрадовались, правда, папы в машине не было, а был старший. Мы пересели и довольные поехали домой в городок. Вечером, когда папа пришел со службы, все радовались, а мама, сквозь слезы, сказала отцу: «Больше мы никогда без тебя не поедем»!

06.01.2024 г.

Все права защищены! Активная ссылка с указанием наименования сайта и автора обязательна!

Календарь

Фотоальбом
Наше видео
[28.09.2014][Наше видео]
Документальный фильм о БВОКУ 1974 г. (2)