width=device-width, initial-scale=1.

Поиск

В отпуск с папой-офицером 3 часть

1963,1964 гг.

Камышин, экскурсия на текстильный комбинат

Путешествие на морском и речном теплоходах

Гафурова (Смазилкина) Н.В.

Дочь полковника

Смазилкина

Василия Спиридоновича

В начале 1963 г. папу  направили служить в г. Гори, находящийся тоже в горной местности, но значительно ниже, чем Ахалкалаки. Первое время мы снимали комнату в 2-х этажном частном доме, через полгода папа получил 3-х комнатную квартиру в новостройке, сделали ремонт, купили мебель, обустроились и поехали в отпуск в Камышин.

В городском парке в Гори

папа, Лена, Галя, я и городские мальчишки

(попросили сфотографироваться с нами)

Я уже подросла, собиралась в школу, и в этот отпуск мы больше гуляли по городу, осматривали достопримечательности. Город был разделен Волгой на две части, в старой части жили бабушка с дедушкой, там была администрация города, учебные заведения, музей, парк и т.п.

Набережная Волги, в 60-е она была красивей и уютней,

справа краеведческий музей

Волга в Камышине очень широкая 4-5 км

А в новой части построены большой текстильный комбинат, микрорайоны с современными пятиэтажками, и инфраструктура к ним.

Внизу за мостом старая часть города

Жена д. Коли – т. Клава работала на текстильном комбинате в управлении, папа спросил ее, можно ли нам будет посетить с экскурсией комбинат. И т. Клава организовала подробную экскурсию по комбинату! Показала все производство от хлопка, до красивых тканей.

Хлопчатобумажный комбинат

Полдня мы ходили по цехам, знакомились с работницами, нам все показывали, рассказывали. Эта экскурсия оказалась незабываемой! Мы первый раз были на производстве, да, еще на таком крупном, на нас все произвело огромное впечатление - станки, огромные бобины, разные цеха, внутрицеховой транспорт, грузоподъемные механизмы и сами работники, а, в основном, работницы, которые доброжелательно приветствовали нас.

Вспоминая экскурсию, я понимаю, что мы были в роли почетных посетителей. По окончанию экскурсии нам подарили два  альбома с образцами тканей и еще целую стопку красивых тканевых кусочков-образцов! Теперь нам с Леной было из чего шить стильные наряды своим куклам. Мама наша шила сама нам одежду и обрезков всегда было много, при этом из Камышина мы привезли очень большой ассортимент тканей. И нам бы хотелось носить из них платья, но в продаже не было таких.

С тех пор, как Лене подарили на 10-летие маленькую куклу, мы с ней все время шили платья, халатики, юбки, блузки, она  - для своей Ельки, я – для своей Линки. Потом мы сделали в коробках им квартиры, обстановку, собирали их тоже в отпуск, шили еще наряды. Сейчас я понимаю, что это как игра с Барби, только тогда мы все делали своими руками. Так вот мы везли этих кукол в их комнатах в отпуск! И там продолжали шить и играть!

В январе 1964 г. папа уехал к новому месту службы в Баку, не успели мы пожить в современной 3-х комнатной квартире с восьмиметровым широким балконом и живописным видом на старую крепость. Правда, семья пока осталась в Гори, так как я пошла в первый класс, Лена – в седьмой. В июне мы переехали в Баку в комнату на частной квартире. И через две недели у папы был плановый  отпуск. Папа всегда старался показывать нам что-то неизведанное, когда у него было время, мы не сидели дома. Вот и теперь он решил добираться до Камышина теплоходами! Мама с папой плавали в 1949 и 1951 г., когда папа служил на Курильских островах, но то было скорее испытание, чем отдых. В начале 60-х  в Баку поступили два новых пятипалубных теплохода «Киргизстан» и «Таджикистан», оба ходили по маршруту «Баку-Астрахань». Вот папа и проложил для нас  водный маршрут «Баку-Астрахань» и «Астрахань–Камышин». Круизов в то время еще не было, теплоходы использовались, как пассажирский транспорт.  Билет до Астрахани в каюте 2-го класса стоил 28 руб.

Теплоход "Киргизстан"

В назначенный день и час мы на такси подъехали на бакинский морской вокзал. Белый красавец «Киргизстан» уже принимал на борт пассажиров. Поднялись по трапу, нам показали, куда идти.

Каюты второго класса располагались чуть ниже, мы спустились и пошли по широкому коридору с красивыми светильниками,  ковровой дорожкой мимо полированных дверей искать свою каюту. Нашли, открыли, ожидали увидеть что-то вроде купе, но раскрыли рты от восхищения. Справа было зеркало с раковиной, слева шкаф, далее стоял синий кожаный диванчик, после него - две широкие кровати, одна над другой с бортиками и синими, шелковыми занавесками. Слева напротив диванчика такие же две кровати со встроенными лесенками на верхний ярус. Впереди посередине каюты круглый иллюминатор, под ним привинченный стол и два стула. Кстати вся мебель тоже была привинчена. На стенах висели бра, картина, за занавеской у изголовья кроватей индивидуальные светильники, стены полированные, всё новое и чистое, красивые полотенца, одеяла. Мы были в восторге.

В  интернете фотографий нашей каюты не нашла, в основном, современные фотографии. Но, скажу вам, комфортность и красота не идут ни в какое сравнение с тем, что было на Киргизстане в 1964 году.

Наши кровати были шире с бортиками, шторками,

текстиль шелковый, красивый. Отделка и сама каюта были роскошными, совсем не такие,

как сейчас на круизных теплоходах

Разложив вещи, пошли на палубу, посмотреть, как теплоход будет отчаливать от пирса. Ну, здесь все так же, как в фильме «Бриллиантовая рука». Много людей на палубах и на причале, все машут друг другу руками. Наконец, трап убран, якорь поднят, швартовы отданы. И теплоход начал свой рейс. Мы с восторгом смотрели на удаляющийся город, тогда он не был нам еще родным и близким, но это прощание  на море уже сроднило нас.

Морское путешествие началось! На палубе, где мы находились, были каюты первого класса – двухместные, так что выбора у папы, когда он покупал билеты,  не было – только второй класс, а это четырехместные каюты. Мы гуляли, изучали, что где находится.  На палубе выше были разные развлечения, привлекал внимание  одноместный душ в форме цилиндра из труб, в которых было множество отверстий. Из них сильными струями била морская вода. Можно с натяжкой  назвать его душ-фонтан, а  скорее - душ-массажёр. Погода была жаркой, но в душ заходить никто не торопился. Позже мы увидели, как молодые люди стремительно забегали и тут же выскакивали, как ошпаренные с громким  криком. Все отдыхающие в шезлонгах, смеялись и подбадривали смельчаков.  Мы попробовали, это было очень больно, хотя меня только боком зацепил это сильный струйный поток. Папа, конечно, продемонстрировал нам свою удаль, но выскочил одномоментно. Зато все смеялись и зрители, и любители водных процедур. Внизу была прекрасная морская вода, хотелось искупаться, но бассейна на палубе не было, зато стояли кресла-качалки, которые мы сразу полюбили. Прекрасная солнечная погода, искрящееся бескрайнее бирюзовое море, всплески осетров и тюленей, чайки над теплоходом – все это создавало радостное и восторженное настроение! Пассажиры второго класса обедали с помощником капитана в очень красивом помещении в носовой части судна. Столы с белоснежными накрахмаленными скатертями были на четырех человек, пассажиры сидели по номерам кают. Нам подавали подносы с углублениями, в которых стояли блестящие миски с первым и вторым блюдом, стакан с компотом и пирожок. Помощник капитана ел то же самое. Пассажиры первого класса обедали в кают-компании с капитаном теплохода.

Современная фотография, все вроде так, но красоты нет

После обеда отдыхали в каюте. Мы с Леной то открывали, то закрывали шторки на своих кроватях, включали-выключали светильники, передавали друг другу сверху-вниз и обратно какие-то мелочи, наслаждались путешествием, довольные и счастливые уснули дневным сном. Проснулась от неприятных ощущений  болтанки, отодвинула шторку, а в иллюминаторе вижу море не снизу, а его подводную часть. И испугалась, подумала, что мы тонем или уже утонули… Слышу, мама стонет. Папа стоял посередине, держась за бортики кроватей, а сам раскачивался довольно сильно из стороны в сторону, чуть не падал.  Увидев, что мы проснулись, бодро сказал словами фразу из какого-то фильма: «На корабле началась качка, на пассажиров напала СрАзу, видно, морская болезнь»! Мы не засмеялись… Папа продолжил:

- На море шторм, но он не опасный, скоро выглянет солнце и будет хорошая погода. – Мы не поверили:

- Папа, посмотри в иллюминатор, к нам сейчас хлынет вода, и мы утонем! Мы плывем под водой или мы уже на дне?

- Не утонем, все судно герметично, воду не пропускает. Да, волны сильные и кажется, что мы под водой, но вы же чувствуете, что корабль качается, значит,  плывет по высоким волнам, капитан опытный, справится со штормом. Не вставайте. Сейчас я вам дам пакеты.

- Зачем? – и тут мы услышали характерные звуки со стороны маминой кровати.

Папа, балансируя, с большим трудом подошел к нашим кроватям и раздал пакеты, сказал, чтобы мы не вставали, воду не пили. Видно было, что ему тоже стало не по себе, и он лег на свою кровать. До сих пор помню, как нам было плохо, сильная слабость, тошнота, головная боль, потом из всех нас «вышел»  обед, мы лежали пластом и, страдая, уснули.

Проснулась я здоровая, в каюте светло, за иллюминатором море и солнце, папа уже на ногах и пригласил нас прогуляться по палубе. Мы с удовольствием немного перекусили, посмеялись, что папа, как настоящий морской волк разгуливал по каюте во время качки, и пошли на свежий воздух. Как будто ничего и не было. Пассажиры делились друг с другом пережитыми страхами, все удивлялись, что на Каспии может быть грозный шторм и такая сильная качка! Все-таки Каспийское МОРЕ!

После ужина по радио всех желающих пассажиров пригласили в кают-компанию на музыкальный вечер. Мы нарядились и поднялись на палубу. Кают-компания представляла собой большое красивое помещение с роскошным интерьером, роялем, мебелью, картинами, коврами, люстрами. Нас встретили приятной музыкой, которую на рояле исполняла пианистка в красивом длинном платье. Вечер вел конферансье, пели певцы и певицы, мы играли в какие-то веселые общие игры, взрослые немного танцевали. Все пребывали в радостном хорошем настроении. Так окончился незабываемый день на теплоходе «Киргизстан».

Утром после завтрака мы стояли на палубе и смотрели на Волгу, после Каспия она на нас не произвела впечатления. Рядом с нами ходили катера, мелкие рыбацкие суда, ближе к берегу – лодки, шли баржи, судоходство было напряженным, не то, что в море, там нам ни разу не встретилось ни одно судно.

Наш теплоход стал высоким и мы, сверху обозревали дельту Волги с протоками. Вскоре теплоход пристал к пристани г. Астрахань. Медленно двигаясь по  палубе в очереди, мы сошли не берег. Прощай, «Киргизстан», мы будем вспоминать тебя еще долго, вот и через 60 лет опять вспоминаю с благодарностью!

Астраханский художник Юрий Анискин

Пристань Астрахань и наш Киргизстан!

Как и на ж/д вокзале народа на пристани было полно. Папа сдал вещи в камеру хранения и пошел в кассу. Все, как всегда. Стояла сильная жара, с напитками и мороженым было напряженно, а желающих купить билет на теплоход - очень много! Полдня мы ожидали билеты.  Наконец, пришел папа весь красный, мокрый, сердитый. Но увидев нас, улыбнулся, сказал, что в 6 вечера будет посадка на теплоход «XXI  съезд», у нас опять будет каюта второго класса, но с нами будет сосед – лейтенант молоденький, так что я лишилась отдельной кровати. Мы пошли осматривать город, скоро увидели открытое кафе с навесами над каждым столом, здесь же был пруд, в котором плавали белые лебеди. Нам очень понравилось и, пока ждали заказ,  стояли у перил и смотрели на грациозных лебедей, рассекающих зеркальную водную гладь. После обеда папа повел нас осматривать город. Побывали в Кремле, походили по улочкам, город очень напомнил Камышин – частные дома похожи, как близнецы, такие бывают только в Поволжье.

Утомились, разомлели от жары, присели в каком-то сквере на лавочку. Потом докупили немного продуктов в дорогу и пошли к речному вокзалу. Опять посетили лебедей, поели мороженое, выпили лимонаду. Посадка была не такая цивильная, как в Баку и публика простая, с мешками и узлами. Речной теплоход, конечно, проигрывал по красоте морскому, но ««XXI  съезд КПСС» (именно так я впервые узнала о съездах партии) оказался тоже совсем новым и комфортабельным, только с низкой осадкой.

Теплоход 21 съезд КПСС

Теплоход "21 СЪЕЗД"  был модернизирован в Словакии и сейчас это

круизный теплоход "Капитан Пушкарев"

На речном теплоходе все каюты располагались на палубах, теперь у нас было большое окно, которое можно было держать приоткрытым, за окном - палуба и гуляющие пассажиры. В каюте было все так же, как и на «Киргизстане», мне выделили диванчик, мама даже взяла у работников постельное белье. Так что вопрос решился к нашему удовольствию. Хотя сосед в нашей каюте так и не появился, он ехал с друзьями и, наверное, так же спал у них в каюте на диване. Да, как на морском теплоходе, так и на речном, в коридоре были душевые комнаты, в которые мы бегали освежиться во время жары. На палубе были плетеные  кресла, но их было меньше, чем кают. И мы с Леной караулили: как кресло где освободится, так мы перетаскивали его к своему окну.

Интересно, что пассажиры на палубах были такого же внешнего вида, как и на «Киргизстане», а где же те – с мешками? Прогуливаясь с Леной по палубе, увидели на корме  тех самых пассажиров, был открыт вход в трюм, и там их сидело очень много, видимо, билеты были совсем дешевые.

Стоять на палубе речного теплохода намного интереснее – все время смотришь на реку, ее берега, один вид сменялся другим, нас обгоняли, или мы догоняли другие суда, которые давали встречные гудки. На берегу видна своя жизнь – поселки, села, маленькие города, поля, посадки, животные. Все было интересно и не так быстро мелькало, как в поезде! Папа нам сообщил, что ночью будем проходить шлюзы, стал объяснять, что это такое. Мы все загорелись желанием увидеть шлюзование нашего теплохода. Но к вечеру я уже валилась с ног – напряженный день в Астрахани, столько впечатлений. Родители сказали, чтобы я шла спасть, а они меня разбудят, когда будут шлюзы. Я взяла с них слово, что точно разбудят.

Теплоход "Капитан Пушкарев" на шлюзовании

Проснувшись утром, я поняла, что меня никто не разбудил, обиделась, особенно, когда слушала их восторженные впечатления от увиденных шлюзов и процесса шлюзования. Мне было 8 лет, и я поняла, что не сдерживать данное слово – очень плохо и в будущем всегда держала свое слово. Принимали пищу мы почти в таком же помещении, как и на «Киргизстане» с помощником капитана теплохода. Весь день прошел в развлечениях, была зеленая стоянка, где пассажиры отдохнули на берегу, купались в Волге, играли в мяч и др. игры. Утром теплоход пристал к пристани г. Камышин. Еще на палубе мы увидели бабушку с дедушкой, которые пришли нас встречать!

Мы сошли на берег, обнялись, мама и бабушка плакали от счастья. А дальше начался наш отдых в Камышине, все уже было мне знакомо, все радовало – купание в Волге и Камышинке, парк, кинотеатр, субботняя баня, игры во дворе, походы в гости и пр. развлечения.

В Баку возвращались только с одной пересадкой в Минеральных водах и ждать поезда пришлось  недолго. Запомнились влажный, насыщенный озоном, воздух, яркая зелень травы и кустарников,  вкусные «молочка» на рынке, мед, малина, мороженое! Необыкновенная чистота и ухоженность города. В общем, Минеральные воды на нас произвели очень приятное впечатление. Через несколько лет мы отдыхали в Ессентуках, объездили все Кавказские минеральные воды и горно-лыжные курорты в Теберде и Домбае. Но это уже другая история. Мне хотелось поделиться с читателями своими детскими впечатлениями о поездках в отпуск семьи советского офицера.

08.01.2014 г.

Начало

Фотографии из свободного доступа, особая благодарность художнику Юрию Анискину за картину пристани с теплоходом "Киргизстан", именно так я и помнила.

Все права  на материалы сайта защищены!  Копирование запрещено. Разрешено для интернет-ресурсов размещение материалов сайта при обязательном условии: активной ссылки с указанием наименования сайта и автора.

Календарь

Фотоальбом
Наше видео
[24.08.2013][Наше видео]
40-летие 40-го выпуска в Смоленске (0)