Персональная выставка художника Г.Я. Буркова
Зал третий "Скульптура"
- Герман Яковлевич, конечно, все посетители имеют представление о скульптуре, просим Вас подробнее остановиться на скульптуре из дерева.
- Начиная разговор о скульптуре, нельзя не сказать о том, что слово это на нашем родном языке звучит, как «вырезать» и «высекать». А вырезать и высекать человек стал с древних времён, когда захотел изваять божества или близких людей. Самые первые скульптуры нашли, как утверждают учёные, в Египте. Что же это такое - скульптура? Это изображение человека, животного или чего-то другого в объёмной и условно круглой форме так, чтобы это творение можно было рассмотреть со всех сторон. Форм скульптуры много: монументальная, станковая, камерная или малых форм и горельеф (всё выпуклое). Ещё к скульптуре относятся ассамбляж, коллаж, инсталляция и абстракция. Опять же на нашем родном языке означает «что попало из чего попало» во всяком смысле слова. Как бы скульптура не называлась, она изготавливается из твёрдых материалов. Это металл, камень, пластики и дерево. Вот о дереве мы и поговорим и дерево посмотрим.
Метод работы – резьба по дереву или резьба дерева. Для скульптуры больше подходит резьба дерева. Видов резьбы много: разные виды рельефа, выемочная, прорезная, геометрическая, ажурная, токарная и др. Я в своей практике предпочитаю объёмную резьбу и рельеф, и занимаюсь только малыми формами. Этот вид скульптуры ещё называют камерной.
Для резьбы используется древесина всех пород. Некоторые резчики стараются работать с каким-то одним сортом, другие – со всеми. Породы есть очень твёрдые, твёрдые, средние и мягкие. Легче обрабатывать мягкие породы, это липа, ольха, осина и др. Твёрдые – дуб, ясень, бук, клён и др. Из-за смолистых годовых колец трудно работать с сосной, хотя это сравнительно мягкое дерево. Мелкие вещи хорошо делать из бука и красного дерева. Отличный портретист и исследователь творчества Степана Эрзи Михаил Ильяев привёз из Аргентины запас кебрачо и и некоторые работы делает из этого, очень твёрдого и красивого дерева. У меня пристрастий к какому-то одному сорту нет. Что под рукой, то и режу. Но если необходимо изделие вырезать именно из липы или бука, приобретаю бук или липу.
Однажды я привёз от брата-резчика кусок красного дерева и сделал рельефный портрет негритянки, которую назвал «Гостья Москвы». Негритянок я встречал редко и только тогда, когда был в Москве, к ним не присматривался. Вырезал «гостью» такой, какой себе и представлял.
Гостья Москвы
Красное дерево, полировка, лак, высота 60см
Если говорить о темах, которые находят отражение в моих работах, то они разные. Есть серия на так называемую социальную тему. Это взгляд на недостатки, с которыми мы часто сталкиваемся, например, «ВЗЯТКУ НЕ ДАЛИ».
Взятку не дали...
Осина, высота 50см
Особый интерес проявляют посетители к работе «Мама, мне плохо». Эта работа – мой личный протест против курения и употребления алкоголя женщинами, особенно в молодом возрасте и беременными. Медкомиссии при призыве в армию отбраковывают по состоянию здоровья большое количество призывников. И основной причиной является неподобающее поведение их матерей. Увидев эту скульптуру, заведующая местной женской консультацией попросила её на две недели, сказав: «Пусть посмотрят мои мамочки!»
Мама, мне плохо
Платан, высота 55см
Одной из значимых работ на военную тему в моей коллекции является рельеф «Возвращение с Победой!». Солдат, после ранений и госпиталя, без ног и с одной рукой вернулся в пустую родную полуразрушенную хату, с трудом забрался на голую супружескую кровать, выпил фронтовые 100 грамм и заплакал. А за окном салют и парад Победы! После войны такие инвалиды, всеми брошенные и никому не нужные, сидели сиротливо на рынках, попрошайничали, спивались. Только некоторые попадали в какой-нибудь приют.
Возвращение с Победой...
Панно, рельеф, бук, размер 45х60
Много работ с изображением животных (анималистика), например «ПОТЕРЯЛА ХОЗЯИНА».
Потеряла хозяина
Грецкий орех, высота 25см
Летом 2013 года моя внучка привезла с о. Бали открытку с малазийскими собачками чи-хуа-хуа и попросила меня вырезать ей таких же. Эта порода отличается от наших подобных большими ушами. Работа называется «СОБАЧКИ С о. БАЛИ». Было сложно найти материал с красивой текстурой. Подошла крымская сосна, которую достаточно было покрыть воском.
Собачки с острова Бали
Крымская сосна, восковая мастика, высота каждой 20см
Есть серия для детей, а также о моём детстве, которую я назвал «Картинки из детства».
Все мои работы о жизни, связаны с реальностью. Если Вы обратите внимание, все мои герои, даже животные, что-то делают, двигаются и, как говорят, находятся в динамике. На выставках перед моими работами всегда посетители, дети и взрослые. Интересуются, задают вопросы, берут в руки инструмент, который всегда рядом.
Во время и после выставок ко мне всегда подходили дети и взрослые с просьбой обучить или подсказать, с чего нужно начинать заниматься резьбой. И в желающих поступить в класс резьбы недостатка не было. Занятия в Детской художественной школе были рассчитаны на 2 года. Но уже после первого года обучения работы некоторых учеников на районных и краевых смотрах детского творчества занимали призовые места.
А сейчас прошу приступить к просмотру и оставить по желанию свой отзыв.
Поэзия
Ель, высота 25 см
Герои Сервантеса
Платан, сосна, высота 70см
Изготовлена из части раздвоенного дерева. При работе использовался первоисточник «Дон Кихот» Сервантеса. Хотелось показать психически не совсем здорового человека с непредсказуемым решительным взглядом. В 2014 г. на 15-м Московском конкурсе резчиков «Герои Сервантеса» заняли первое место.
Все прошло...
Осина, тонировка, высота 25см
Старик-крестьянин, опершись на палку, смотрит вдаль и вспоминает прожитую жизнь. Рядом его друг – старая собака.
Песня казака
Осина, тонировка Вощение. Высота 50см
Казачья присяга
Платан, липа, тонировка, вощение. Высота 60см, длина подставки 80см
Композиция исполнена по заказу Анапского районного казачьего общества для вручения в качестве переходящего приза лучшему обществу.
Попала под дождь
Осина, тонировка, высота 70см
Девушка, в одном ситцевом платье с туфлями в руке, задумчиво идёт по лужам.
Клоун-эксцентрик
Осина, высота 22см
Разгневанный вратарь
Шелковица, шнуровка, высота 65см
Новосибирск 60-х годов
Панно, рельеф, сосна, размер 50х65 см
Новосибирск – мой родной город. В те времена было мало транспорта, а троллейбусы и автобусы были красно-жёлтого цвета. Бегали редкие «Победы» и «Москвичи». Иномарки начнут появляться только через 35-40 лет. Из серии «Картинки из детства».
Новоселье в мастерской
Сосна, липа, берёза, размер 40х40
Давно, ещё в детстве была у нас в семье открытка, где пляшет дед и маленький внук и парень играет на гармони. Больше ничего не запомнил, ни в честь чего пляшут и ни имени автора картины. А в 2010 году по воспоминаниям решил создать такую же жанровую сценку в дереве. Назвал её «Новоселье в мастерской». Через год мне написали и сообщили название картины и автора. Название «Весёлая минутка», автор Антонина Ржевская. Картина написана на рубеже 19 и 20 веков.
Объяснение в 10-м...
Бук, размер 20х25см
Из серии «Картинки из детства»
Рыбалка с отцом
Сосна, размер15х70см.
Изображение моего отца, который часто брал меня с собой. Щук ловил блесной, держа шнур в зубах.
Из серии «Картинки из детства».
Северный пост
Часовой в зимней постовой форме с подшлёмником для защиты лица от обморожения на фоне ледяных торосов.
Сосна, высота 55 см. В 2011 году был подарен Совету ветеранов Анапы, где и находится.
Как послесловие после просмотра, должен сказать, что у скульптуры из дерева и лесной много общего. Но есть и различие при изготовлении. Если в лесной скульптуре допускаются соединения частей фигуры, не скрывая места соединения, иногда даже грубовато, то в скульптуре это категорически не допускается и никому об этом не сообщается. Скрывается тщательным склеиванием, заделкой шва, а также применением тонировки. Способов много. Просмотр скульптуры закончен, всего Вам доброго!
Переходим в Зал четвертый "Декоративно-художественная ложка"
Все права на материалы, используемые на сайте, принадлежат их авторам или администратору (если статья без подписи). Перепечатка (копирование) материалов в любом виде - только с письменного разрешения. Для интернет-ресурсов - без ограничений при обязательном условии: активная ссылка с указанием наименования сайта и авторства.