width=device-width, initial-scale=1.

заслуженный военный специалист

Российской Федерации.

37 выпуск БВОКУ 1970 год

Восхождение на Шах-Даг.  Перед восхождением опытные инструкторы – альпинисты, из числа офицеров училища, провели с нами занятия по горной подготовке. Нам выдали горное снаряжение – штормовки, альпенштоки, кошки на ботинки и солнцезащитные очки.

В предгорье мы выезжали на автобусах, в определенном месте разбили лагерь, поставили палатки, ночь переночевали.

На следующий день опять занятия по горной подготовке непосредственно на местности. На третий день начали восхождение. На высоте 2.5 километров разбили промежуточный лагерь. Ночь переночевали, на следующий день продолжили восхождение. Вошли в зону альпийских лугов,  цветы, разнотравье были по пояс, и все это на фоне гор выглядело очень живописно. Поднявшись выше, мы вышли к леднику, на этом участке маршрута в солнечную погоду зачастую случались камнепады.

К леднику мы вышли примерно в 11 часов, солнце пригрело и каменные осыпи, за ночь скованные морозом, оттаяли и грозили в любой момент сорваться. Этот участок мы проходили, стараясь не производить особого шума. Ледник мы преодолевали в связке по 6 человек, справа и слева в 3-4-х метрах была пропасть и, приходилось идти очень осторожно. Последние 500 - 600 метров преодолевали около шести часов. Но вот и вершина, высота над уровнем моря 4250 метров, немного трудней дышать, ярко светит солнце, настроение у всех великолепное. Задача выполнена, высота взята! Собрались вместе, подождали отставших, в каменную кладку заложили капсулу с обращением и бюст В.И. Ленина

Накоротке провели митинг, сфотографировались и пошли на спуск. Надо сказать, что спуск прошел гораздо быстрее, чем подъем, но на подходе к промежуточному лагерю мы попали в зону облаков. На удалении вытянутой руки ничего не было видно. Чтобы мы не сбились с маршрута, из промежуточного лагеря очередями из автомата нам начали подавать сигналы. В конечном итоге часам к 18 две наши роты сосредоточились без происшествий в промежуточном лагере на ночевку.

На следующее утро начали спуск к подножью горы. Нам попалась попутная машина,  мы всем взводом набились в неё, и стоя продолжили спуск. Дорога пролегала по серпантину, водитель вел машину на приличной скорости и, видно только провидение спасло нас от происшествия. Став старше и опытнее, я всегда вспоминал этот спуск, и приводил подчиненным как негативный пример, пример того, как не нужно делать. В нижнем лагере нам вручили значки и удостоверения «Альпиниста СССР», к сожалению, и значок, и удостоверение у меня, в связи с многочисленными переездами, затерялись, и найти их до сих пор не могу.

Летний отпуск проводил дома, помогал родителям достраивать дом, и просто отдыхал. Мой однокашник Пешков Анатолий успешно окончил училище, получил звание лейтенанта, и был назначен для прохождения службы в Группу Советских войск в Германии (ГСВГ).

Выпускной курс. После летнего отпуска начался завершающий 4-й курс. Я всегда вспоминаю себя на первом курсе. От четвертого курса  нас тогда отделяли долгие четыре года. Это казалось таким неизмеримо большим сроком. Смотря на первокурсников по прошествии четырех лет, думалось, как долго им еще учиться, все ли из них выдержат нагрузки военной службы.

Месяцы учебы летели быстро, встретили Новый 1970 год, в феврале съездили в зимний отпуск и вот завершающий семестр. В апреле у меня произошло знаменательное событие. Коммунисты батальона оказали мне доверие и приняли кандидатом в члены КПСС. Никто меня не заставлял, вступал в партию я не из карьерных побуждений, а по зову сердца. За четыре года мы познакомились со многими коммунистами – преподавателями и командирами, они нас учили, передавали свой опыт. Мы курсанты, старались быть похожими на них. Поэтому, подавая заявление в партию, я меньше всего думал о выгодах, которые членство в партии якобы давало. Это сейчас партийные перевертыши со всех трибун кричат, что были вынуждены вступить в партию, иначе им бы не  было служебного роста. Врут,  конечно.

Разнарядка в Воздушно-десантные войска! Но вернемся к учебе. Мы усиленно готовились к государственным экзаменам, примерно, в середине мая наши две выпускные роты направили в медпункт для прохождения медицинской комиссии. Там мы и узнали, что пришла разнарядка направить 70 человек в Воздушно-десантные войска.

Требования были такие - 170см и выше, и чтобы не было противопоказаний к прыжкам с парашютом. Честно признаюсь, насмотревшись на десантников, чей полк стоял у нас через стенку, у меня не было никакого желания служить в ВДВ и тем более прыгать с парашютом.

Многие при помощи родных и знакомых смогли уклониться от службы в ВДВ, была и у меня такая возможность. Но я не раздумывая, отказался. Негоже начинать службу по протекции. Этому правилу я следовал всю свою службу и сейчас не жалею. Из нашего, первого взвода в ВДВ попали я, В.Леонтьев, В.Богачев, В.Инютин, А.Кабаков, А.Косов, из второго взвода – А.Барышников, С.Дробченко, В. Иваненко, А. Курилов, Г. Байгушев, Н.Лелеко, В.Ощепков из третьего - С. Банников, В.Головань, Ю.Байшуаков, В.Барышев, А.Рустамов, В.Распопов, Б.Хабиев, В.Ишин из четвертого – Н. Ткачёв, А. Ильченко, И.Сошников, П.Паук, Г.Чубрик, В.Ванеев и многие другие.

Итак, число десантников, после нескольких уточнений и изменений определилось. Из двух рот семьдесят человек набрали без особого труда. Мы гордо нацепили на красные общевойсковые петлицы десантные эмблемы и стали выяснять, где дислоцируются соединения и части ВДВ, выбирали города, в которых стояли десантники, строили планы как туда попасть. Основной критерий был, чтобы от места дислокации части удобнее было добираться до дома. Нужно отметить, что проходя службу в ВДВ, из 70 человек генералом стал я один, О.Бабич из 5-ой роты стал генералом украинских вооруженных сил, полковниками - 15 человек. А всего из выпуска 198 человек генералами стали восемь выпускников! Из нашей роты – генерал-полковник Ткачёв Н.Ф., генерал-майор Калабухов Г.А., из 5-й роты – генерал-лейтенант Котенко Г.Е., генерал-лейтенант Шилов П.С., генерал-майор Антоненко В.В., генерал-майор Донец Б.А., генерал-майор Цыганов А.В., генерал-майор Ениватов В.Г.

Поскольку с Воздушно-десантными войсками в последующем оказалась связанной вся моя жизнь, не могу не рассказать, что же это такое. Воздушно-десантные войска сокращенно ВДВ - род войск, предназначенный для выброски с воздуха в тыл противника и ведения в тылу боевых действий. Состоят из воздушно-десантных дивизий, бригад и полков. Своим днем рождения ВДВ считают 2 августа 1930 года, когда на учениях МВО впервые было выброшено на парашютах десантное подразделение для выполнения тактической задачи. С тех пор десант стал военной элитой Отечества со своей высокой выучкой, силой, непоколебимой уверенностью в своем «Я», с первоклассной техникой и вооружением. Через бои, потери, повседневный труд войска стали абсолютно надежны и всегда одерживают победы. Десант всегда впереди: там, где другие не могут, где нужно действовать наверняка. Чтобы понять тайну десантного братства, нужно видеть эту службу собственными глазами, участвовать всей своей судьбой в этом важнейшем воинском деле.

По своему смыслу и предназначению ВДВ призваны быть везде первыми. В годы Великой Отечественной войны в тыл противника с различными задачами было десантировано более 37 тысяч человек, не все они вернулись назад живыми, но одно точно можно сказать, что поставленные задачи они выполнили с честью. В войсках выкристаллизовывался особый вид солдата, солдата бесстрашного, способного выполнить задачу нередко ценой жизни. И Афганистан, и Чечня тому яркое доказательство. Вот в таких войсках мне предстояло служить.

В мае нас сфотографировали в лейтенантской форме для оформления документов, провели примерку и начали шить офицерскую форму. У нас, десантников, она отличалась от пехотинцев тем, что была тёмно-синего цвета.

Подготовка к экзаменам шла полным ходом, и в июне начались государственные экзамены. В целом, неожиданностей они не принесли. Все сдали успешно. Кто-то естественно «срезался и не получил диплом с отличием. Золотых медалистов в выпуске было четыре человека,  в том числе в нашей роте один – Николай Зеленюк, из 5-й роты – Б. Донец, Геннадий Котенко, Евгений Можин. Последний экзамен был по огневой подготовке. Сдавали его в учебном центре. После сдачи теории, второй частью экзамена была стрельба. Я стрелял из автомата и как всегда поразил все цели. Когда вернулся в исходное положение, мне объявили – оценка хорошо. Честно говоря, я был в недоумении. Почему? Мне без особого шума объяснили, что стрелявший в моей смене курсант В.Б. – идущий на диплом с отличием, отстрелялся на хорошо, вот командир взвода и поменял нас местами. Валерка был мой друг, а мне все равно было какую оценку получать, и я не раздумывая, согласился.

Сдачу последнего экзамена, мы потихоньку обмыли, благо у нас было припасено спиртное, и на следующий день отбыли в училище, не забыв по старой традиции привязать к машине ветки, чтобы заметать следы.

Из пяти дисциплин, выносимых на государственные экзамены, три я сдал на отлично, и два на хорошо. Средний балл 4,6, а общий средний балл 4.75.

Приказ Министра Обороны СССР вышел 28 июля 1970 г.. В 10 часов утра нас построили в курсантской форме, вынесли Боевое Знамя училища, исполнявший обязанности начальника училища полковник Чурилов И.К. объявил приказ о присвоении первичного воинского звания лейтенант, нам вручили погоны и дипломы, дали время на переодевание, еще раз построили, поздравили и сфотографировали на память перед входом в училище.

Фрагмент фотографии, 4-й слева во 2-м ряду л-т Калабухов Г.А.

Фотографировали весь выпуск, вторую и пятую роты вместе, это единственная фотография нашего выпускного курса. Мы попрощались с Боевым Знаменем училища, под которым четыре года служили Родине.

Нужно сказать, я попал в полосу невезения, когда я заканчивал обучение, вечера были отменены. Это было и при выпуске в школе в 1966 году и в училище в 1970 году.

На плацу было очень многолюдно. Ко многим выпускникам приехали родные, знакомые, чтобы поздравить выпускников со знаменательным событием.

Приехали мои родители и сестра, благо было, где остановиться. В Баку жила двоюродная сестра моей мамы.

Приказом Министра Обороны СССР я был назначен командиром парашютно- десантного взвода в 106 гвардейскую Воздушно-десантную дивизию. Штаб этой дивизии дислоцировался в городе Туле.

Попрощавшись с преподавателями и училищем, вечером поездом Баку – Москва мы поехали домой. Молодых лейтенантов в поезде было много, так что время в пути прошло быстро, и через полтора суток мы были дома.

Последний раз прошли через КПП №1

* * *

Фотографии из выпускного альбома

03.02.2023 г.

Фотографии из архива автора, выпускников 1970 г.:  Пуцикович В., Ильченко А.А.

Начало

Отзывы о воспоминаниях

Все права на материалы, используемые на сайте, принадлежат их авторам или администратору (если статья без подписи).  Перепечатка (копирование) материалов сайта запрещена. Для интернет-ресурсов  - при обязательном условии: активная ссылка с указанием  наименования сайта и автора.

Календарь

Фотоальбом
Наше видео
[29.03.2014][Наше видео]
100 парад на Красной площади (0)